Музеи России: Выставка «Пенаты - музей художника как объект культуры. Фотолетопись усадьбы. К 120-летию со дня основания», посвящённая усадьбе художника И. Е. Репина, открыта в Москве

17 июля 2018

Московский государственный музей «Дом Бурганова» до 10 августа 2018 года представляет выставку «Пенаты - музей художника как объект культуры. Фотолетопись усадьбы. К 120-летию со дня основания», посвящённую усадьбе художника И. Е. Репина.

Фотовыставка в Доме Бурганова знакомит зрителя с наиболее интересными событиями, происходившими в «Пенатах», и даёт возможность увидеть людей, с которыми общался Илья Ефимович Репин.

Точная дата покупки усадьбы «Пенаты» в поселке Куоккала на Карельском перешейке — 27 мая 1899 года. В этот день Репин, на чьи деньги был куплен участок и маленький дом, оформил своё намерение переехать жить в пригород Петербурга. На снимках можно увидеть, как постепенно участок с молодым лесом преображался в сад-парк, а дом быстро обрастал всевозможными пристройками, пока не превратился в причудливое двухэтажное сооружение под стеклянной крышей, со множеством световых фонарей, дающих естественное освещение в мастерские художника. Так появилась уютная усадьба, которая вошла в историю русской культуры как Репинские «Пенаты». Они превратились ныне в музей, и он тоже имеет свою судьбу. С 1948 года дачный посёлок Куоккала носит имя Репино, а музей-усадьба имеет адрес: Приморское шоссе, 411.

Выставка, организованная силами сотрудников Музея «Пенаты», призвана рассказать о том, что казалось уже навеки утраченным. Ведь «Пенаты» погибали и вновь возрождались. Усадьба, где И. Е. Репин провёл последние 30 лет жизни, всегда была в центре внимания фотографов. В начале ХХ века, когда Репин и Нордман обосновались здесь, техника фотографии уже настолько развилась, что превратилась в обыденный способ фиксации окружающей среды и сохранения облика людей в привычной для них обстановке. Снимки парка, дома, его интерьеров и, прежде всего, их обитателей и многочисленных гостей не сходили со страниц популярных журналов и газет. Таким образом, «Пенаты» обрели свою фотографическую историю. Снимали здесь не только знаменитые мастера фотографии, такие, как например К. К. Булла, но и многие любители. Среди них и Н. Б. Нордман, окончившая фотографические курсы при Русском техническом обществе. И хотя её снимки не всегда совершенны, но они несут историческую правду о быте в «Пенатах», о перестройке дома и о работах в парке. «Пенаты» фотографировали как в период создания усадьбы и жизни в ней Репина, так и все последующие годы. Благодаря бережно собираемым материалам, удалось воссоздать зримые эпизоды повседневной жизни прошлого. «Пенаты» справедливо относят к культурным центрам начала XX века. Здесь воплотились существенные стороны духовной жизни того времени, когда быт оказался тесно связанным с общественными и литературно-художественными интересами эпохи.