Память мира: Выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших» к 75-летию восстания в лагере Собибор открывается в Москве

14 октября 2018

13 октября 2018 года, накануне 75-й годовщины легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор, которая отмечается 14 октября, в Музее современной истории России (Москва) открылась выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших». Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Фонда памяти Александра Печерского, фонда «История Отечества» и галереи «Веллум».

Среди экспонатов – живопись и графика Меера Аксельрода и Абрама Моносзона, а также архивные документы, фотографии и личные вещи руководителя восстания в Собиборе Александра Печерского.

Большая часть цикла «Немецкая оккупация» создана Меером Аксельродом в 1942–1943 годах в эвакуации в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и Холокоста настолько потрясли Аксельрода, что он одну за другой создал десятки картин, рисунков и набросков с говорящими названиями: «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали Гойей XX века, не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом.

Вернувшись с войны, Абрам Моносзон узнал о гибели в Могилёве отца, матери и брата. Переживания художника отразились в цикле «У врат рая», основной мотив которого – утрата эдема, традиционного местечка со своим столетиями не менявшимся укладом: праздниками, танцами, бытовыми деталями.

В экспонируемых работах отражён не только ужас жизни на оккупированных нацистами территориях, но и массовое движение Сопротивления, героизм партизан и подпольщиков. Среди таких произведений особое внимание привлекает картина Меера Аксельрода «Узник» – единственный прижизненный портрет Александра Печерского.