История и культура: Церковные древности представлены на выставке «Сокровище вечное» в Музее русской иконы в Москве

4 декабря 2018

Музей русской иконы (Москва) до 1 марта 2019 года представляет выставку «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой», подготовленную совместно с Серпуховским историко-художественным музеем при участии Государственной Третьяковской галереи, Русской Православной старообрядческой церкви, а также ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря.

На выставке представлены более ста экспонатов: иконы, меднолитые образы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев и даже личные вещи Анны Васильевны Мараевой – сарафан, рубаха и платок для молитвы, подушечка для чтения книг – из коллекции Серпуховского историко-художественного музея.

Настоящим открытием и специальным проектом выставки является икона «Омовение ног» из Серпуховского музея. Образ, имеющий в своей основе живопись XVI столетия, был записан в старообрядческой традиции в XIX веке. На сегодняшний момент древняя живопись частично раскрыта – реставрация иконы, приуроченная к выставке «Сокровище вечное», ведётся в ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря на средства Музея русской иконы. Перед зрителями древний памятник предстанет в процессе реставрации, после чего он вновь отправится в мастерскую для продолжения работы. После её завершения Музей русской иконы планирует провести ещё одну, уже монографическую, выставку этого памятника, на которой процесс можно будет сравнить с результатом.

Помимо экспонатов из Серпуховского музея, в выставке участвует древнейший принадлежавший Анне Мараевой моленный образ – византийская икона «Распятие» XIV века, после национализации попавшая в Государственную Третьяковскую галерею.

Впервые увидят зрители и Хронограф XVII века с записью, сделанной рукой Мараевой незадолго до её кончины: «1928 года июня 28 дня кончила читать сию книгу прочитавъ всю до конца. Анна Васильевна Мараева».

Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» не только демонстрирует широкой публике выдающееся иконное собрание, но и показывает на его примере масштаб таких явлений как русское предпринимательство, благотворительность и меценатство.