История и культура: В Исаакиевском соборе открывается выставка «Создано в блокадном Ленинграде. Выставка авторских литографий Ю. П. Спегальского»

18 апреля 2019

18 апреля 2019 года в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге открывается выставка литографий из собрания Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» «Создано в блокадном Ленинграде. Выставка авторских литографий Ю. П. Спегальского». Выставка приурочена к 50-летию со дня смерти и к 110-летию со дня рождения автора.

Юрий Павлович Спегальский (1909–1969) выдающийся знаток древнего Пскова, архитектор, реставратор, учёный, художник. На представленных автолитографиях изображены живописные уголки старого Пскова: Троицкий собор, Гремячая башня, Довмонтов город, – всё то, чем он с детства «был околдован, и на всю жизнь».

Два города хранят благодарную память о труде и таланте архитектора – Псков и Санкт-Петербург. Интерес к Псковской старине Ю. П. Спегальский ощутил с ранних лет. Он много времени посвящал зарисовкам древних построек Пскова, участвовал в работах по восстановлению и реставрации его памятников архитектуры. В послевоенном Ленинграде Спегальский участвовал в обследовании и реставрации купола и креста Исаакиевского собора, поднимался на Смольный и Казанский соборы, Александровскую колонну, шпиль Петропавловского собора. Реставрационные работы на огромной высоте, обследования технического состояния конструкций, обмеры, необходимые для установки реставрационных лесов, – всё это требовало мастерства архитектора-верхолаза.

Война застала его в Ленинграде. В составе бригады верхолазов Ю.П. Спегальский выполнял работы по маскировке высотных сооружений: куполов Никольского собора и Инженерного замка, шпиля Адмиралтейства. Страшной зимой 1941/42 годов, когда сил на высотные подъёмы уже не оставалось и когда от истощения он почти не мог ходить, Спегальский продолжал работать. Он мог ещё рисовать! В самый тяжёлый период блокады архитектор создал графическую серию «Псков XVII века». По силе художественного и духовного воздействия современники сравнивали её с Седьмой симфонией Шостаковича.

После освобождения Пскова Ю. П. Спегальский вернулся домой, чтобы восстанавливать родной город. Архитектор не только спасал разрушенные войной памятники, но горячо и бесстрашно отстаивал необходимость сохранения исторической застройки в процессе восстановления города. Впервые в стране Ю. П. Спегальский предложил создать в Пскове систему архитектурных заповедников, разработанную им ещё в годы войны. Благодаря настойчивости и целеустремлённости архитектора в Пскове во многом была сохранена культурно-историческая среда, формировавшаяся на протяжении столетий.

Выставка будет работать по 14 мая.