Поделиться материалом в соцсетях:

Мировая история и культура: Выставка «Клод Моне “Большая набережная в Гавре”. Из собрания Государственного Эрмитажа» открылась в Екатеринбурге

22 ноября 2020

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка одного шедевра «Клод Моне “Большая набережная в Гавре”. Из собрания Государственного Эрмитажа».

Клода Моне (1840–1926) можно назвать «эталонным импрессионистом»: работал на пленэре, стремясь не просто зафиксировать вид, но передать его изменчивость, наполнить его воздухом и светом.

Для Клода Моне Гавр был родным городом. Уехав учиться в Париж, он не раз туда возвращался и написал в разное время дюжину пейзажей. Портовый город вообще пользовался популярностью у художников того времени. Однако, как правило, для создания полотен выбиралось место, откуда были видны не только гавань с кораблями, но и здания городских набережных. Ракурс, избранный Клодом Моне, кажется в этом ряду уникальным.

Точка зрения сверху в «Большой набережной в Гавре» позволяет, с одной стороны, показать сумятицу портовой жизни, а с другой – избегнуть необходимости прописывать детали. Впрочем, стоит отметить, что, хотя импрессионисты сделали программной видимую незавершённость своих картин, Моне обозначил данный пейзаж в каталоге выставки как эскиз. Видимо, та степень живописной свободы в исполнении, которая присуща эрмитажному пейзажу, даже им ощущалась как чрезмерная.

После завершения в 2014 году масштабной реставрации Восточного крыла Главного штаба, принадлежащего Эрмитажу, в него были перенесены основные коллекции европейского искусства XIX-XX веков. Картина Клода Моне «Большая набережная в Гавре» была включена в постоянную экспозицию новой французской живописи, где среди других шедевров художника выставляется в «Галерее памяти Щукина и братьев Морозовых». Своей импровизационной манерой исполнения картина ярко отражает творчество Клода Моне самых дерзких лет в истории импрессионизма.