Поделиться материалом в соцсетях:

История Петербургского трамвая: фонд Президентской библиотеки пополнился уникальными материалами

4 июня 2018

Коллекция «Петербургский трамвай», представленная на портале Президентской библиотеки, пополнилась цифровыми копиями уникальных документов, раскрывающих подробности организации первого общественного электрического транспорта.

По финансовому отчёту и альбому исполнительных чертежей по сооружению С.-Петербургскаго городского электрическаго трамвая с 1905 по 1908 год можно детально проследить, как создавалась инфраструктура для «самого демократичного», как его называли, вида транспорта.

Первый электрический вагон пошёл по улицам Санкт-Петербурга 29 сентября 1907 года, но этому знаменательному дню предшествовала длинная история. Новый вид транспорта сразу запустить не удалось. Известный предшественник трамваев – так называемая конка, конно-железная городская дорога, имела серьёзные недостатки: скорость была небольшой – 8 км/ч, да и лошади не столь выгодны и надёжны в работе. Начались поиски альтернативного вида транспорта. Первый успешный опыт «заезда на вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою» был проведён ещё в 1880 году русским инженером Ф. А. Пироцким, но владельцы конно-железных дорог не поддержали изобретение. Переоборудование конной дороги в электрическую требовало больших средств, выгоды для себя монополисты конок не видели. В финансовом отчёте по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая за 1905–1908 годы, электронная копия которого представлена на портале Президентской библиотеки, есть запись: «1. Израсходованные на выкуп предприятия у бывшего Акционерного Общества конно-железных дорог в Санкт-Петербурге… 4.177.069 руб. 42 коп.».

Учитывая планировку Санкт-Петербурга, была необходима тотальная реконструкция и строительство новых объектов. Пришлось приступить к перестройке многих мостов: одни расширить, другие укрепить для передвижения тяжелых вагонов. Нужна была электростанция и пять трансформаторных подстанций для обеспечения электроэнергией контактной сети. На конкурсе подрядчиков победило американское электротехническое общество «Вестингауз». Несмотря на высокую конкуренцию, «Вестингауз» получило большую часть строительных подрядов. Из финансового отчёта: «С отдельными фирмами и лицами был заключён один или несколько договоров на сумму 15.173.718 руб. 84 коп., а именно: 1. Акционерным О-вом Вестингауз – 10 договоров. 2. Русским Электрическим О-вом Вестингауз – 1 договор». Перечень всех фирм и подрядчиков из финансового отчета указывает на то, что были привлечены ещё 36 участников. Объём работ впечатляет: необходимо было проложить дополнительно 208 км рельсовых путей, реконструировать шесть существующих коночных парков, построить два новых трамвайных. Примечательно: на титульном листе финансового отчёта по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая за 1905–1908 годы стоит резолюция «Отклонить ввиду завышения норм на оплату за рытьё и уборку земли…», а затем: «Уменьшить расход» и «Утверждаю».

В 1907 году первая очередь была окончательно достроена. В день торжественного открытия трамвайного движения проектировщик дороги Генрих Графтио сам провёл первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. Любопытно, что маршрут первого трамвая пролегал по территории, на которой в наше время расположены Президентская библиотека (Сенатская площадь, историческое здание Синода) и Музей городского электрического транспорта (Васильевский остров). Вскоре появились новые трамвайные пути и маршруты, транспортное движение активно развивалось. По электронным копиям карт трамвайных путей разных лет, равно как и другим документальным свидетельствам, собранным в фонде Президентской библиотеки, можно получить ясную картину роста и развития трамвайной сети Санкт-Петербурга.