Поделиться материалом в соцсетях:

Модернист и сказочник Иван Билибин – в раритетах Президентской библиотеки

16 августа 2018

Окончивший с серебряной медалью гимназию и добившийся особых успехов в математике Иван Билибин вывел не по возрасту глубокую формулу: «Как грубое слово „расчёт“, так и поэтичное „гармония“, в сущности, родственны, ибо оба основаны на счёте, на математике». Позже ставшего известным живописца за просчитанность композиции, сложную орнаментику и при этом безукоризненную твёрдость линии коллеги назовут «Иваном – железной рукой». 16 августа 2018 года отмечается 142-летие Ивана Яковлевича Билибина, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки в книжных иллюстрациях.

На портале Президентской библиотеки представлены самые известные его работы из серии, состоящей из шести сказок, среди которых «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: в его исполнении они похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать. Сторонник и продолжатель техники «контурной линии», Билибин приобрёл со временем узнаваемый стиль и имя в художественной среде.

С этим неординарным человеком – юристом и художником по образованию, модернистом и любителем старины, автором революционного двуглавого орла, ставшего символом России – Президентская библиотека близко соприкоснулась через Ивангородский художественный музей, в здании которого когда-то проживало семейство Билибиных. Будучи большим эстетом и знатоком культуры, Билибин наполняет свой дом в Ивангороде предметами искусства: живописью, гобеленами, старинным фарфором и антиквариатом; переданная городу семейная коллекция Билибиных, собственно, и положила начало музейной экспозиции. Собрание музея насчитывает более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого И. Я. Билибина и его третьей жены – художницы, графика, известного мастера росписи по фарфору А. В. Щекатихиной-Потоцкой.

Одним из первых результатов сотрудничества Президентской библиотеки и музея стал исторический календарь «Иван Билибин – певец русской жизни», подготовленный к 140-летию со дня рождения художника. В него вошли самые знаменитые иллюстрации к русским сказкам, а также эскизы, созданные Билибиным к различным театральным постановкам. В частности, в календаре представлены эскизы костюмов и декораций к операм А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».

Сегодня на портале Президентской библиотеки представлены не только многочисленные открытки с известными всем с детства иллюстрациями. Здесь можно ознакомиться и с оформленными Билибиным изданиями, в числе которых – уникальные книги. Например, «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», подготовленный в честь празднования 300-летия царствования династии. Сегодня это издание признают шедевром типографского искусства: страницы «Изборника» украшают цветные заставки, концовки, цветные фотоцинкографии. Не менее ценимы и такие раритеты, как оформленные при участии Билибина «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года» (1938–1940), «Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова» (1908–1913) и другие редкие издания.

Ставший знатоком и почитателем Русского Севера, Билибин в своих работах мастерски передал его неповторимую сдержанную красоту. Судьбоносными стали его поездки в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда он был командирован по заданию Русского музея (Музея Александра III) для сбора этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры. Свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

Всю свою жизнь он возвращал миру заново открытую им русскую культуру. В силу обстоятельств став эмигрантом и работая сценографом признанных театральных сцен Европы, он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер. Билибин был истинным ценителем старинных русских костюмов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества и всем, что создавало национальный колорит народа.

В 1936 году Билибин вернулся в Петербург, ставший Ленинградом. Ко всем его профессиям добавляется ещё одна: преподавание во Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из блокадного Ленинграда. «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают», – написал он. Под фашистскими обстрелами и бомбёжками художник создаёт патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда.

Профессор Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму. Похоронили его в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.