Узнай Приморье с Президентской библиотекой

20 октября 2018

80 лет назад, 20 октября 1938 года, был образован Приморский край. Новый регион был выделен из Дальневосточного края и первоначально включал Приморскую и Уссурийскую области, которые вскоре были упразднены.

Сегодня население Приморья составляет около двух миллионов человек. Регион граничит с КНДР – на юго-западе, Китаем – на западе, Хабаровским краем – на севере, а на юге и востоке омывается водами Японского моря.

На портале Президентской библиотеки прошлому и настоящему территории посвящены сразу три коллекции: «Приморский край: страницы истории», «Дальний Восток России – экономический форпост мира» и «Точка притяжения – российский Дальний Восток. К Восточному экономическому форуму».

Полистаем страницы истории. Ценнейшие сведения о столице Приморья содержатся в издании «Весь деловой и торговый Владивосток на 1924 год». «Момент возникновения города приписывается подвигу прапорщика Комарова, который с командой в 40 нижних чинов 20 июня 1860 года занял территорию современного Владивостока», – говорится в книге.

При этом дата основания города – 20 июня 1860 года – называется достаточно условной, поскольку «ещё в 1858 году при заключении Айгунского договора между Россией и Китаем говорилось о правах России на территорию современного Владивостока», «немецкие и французские источники в 1851 году указывали на присутствие русских в районе залива Петра Великого», а газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала о посещении бухты «Золотой Рог» военным судном «Манджур» в 1852 году.

Другими словами, переселение русских в эти места началось раньше формальных дат о закладке военных постов.

Судить о том, как сложно было добираться до Приморского края из европейской части России, можно по книге «От Петрограда до Владивостока» (1915): «Кратчайший путь от Петрограда до Владивостока – 8154 версты. Это расстояние пассажиры проезжают за 9–12 суток».

Но железнодорожная станция появилась во Владивостоке только в 1893 году (кстати, закладывал её цесаревич, будущий император Николай II). В издании «Весь деловой и торговый Владивосток на 1924 год» говорится, что при заселении дальневосточных территорий в середине XIX века «от Читы до Благовещенска для будущих культуртрегеров (носителей культуры) требовалось не менее двух лет, а дальнейшее путешествие до Приморья отнимало ещё до десяти лет».

Один из первых исследователей Приморского края Р. К. Маак в своей книге 1861 года «Путешествие по долине реки Уссури» пишет, что отправился в путь из Петербурга 16 февраля, а к месту назначения в Приморье прибыл лишь в начале июня, преодолев почти 9000 вёрст за три с половиной месяца.

А ярче всего тезис о том, какие огромные расстояния приходилось преодолевать переселенцам на Дальний Восток с «запада», иллюстрируют «Материалы к изучению Уссурийского края» И. П. Надарова 1886 года: «В 1868 году уполномоченному удельного ведомства были переданы для ожидавшихся переселенцев земли в районе Владивостока, в том числе и острова Русский, на котором предполагалось поселить переселенцев из Финляндии, прибывших морем в 1869 году». То есть во времена Российской империи практиковались переезды с крайнего северо-запада на крайний юго-восток огромной страны!

Между тем Владивосток, заложенный в 1860 году, рос не по дням, а по часам, о чём опять же свидетельствует книга И. П. Надарова. К своему 25-летию небольшой военный пост превратился в полноценный город и оплот России в Тихоокеанском регионе: «В 1862 году Владивосток именуется в законах уже не постом, а портом. 25 декабря 1862 года в порту было разрешено производство беспошлинной торговли иностранными товарами. В 1864 году во Владивостоке уже существует общественное управление с общественным старостой во главе. В 1865 году в городе построен первый корабль – бот „Суйфун“ для сибирской флотилии. В 1873 году из Николаевска во Владивосток был перенесён главный русский порт в „Великом океане“».

В 1886 году между Владивостоком, Камчаткой и Сахалином начали регулярные рейсы пароходы Добровольного флота. «До начала восьмидесятых годов упомянутые сообщения поддерживались исключительно случайными иностранными пароходами», – отмечал в связи с этим Н. П. Забугин в книге «О судоходстве на русском Дальнем Востоке» 1896 года.

В годы Русско-японской войны 1904–1905 годов Владивосток наполнился мобилизованными запасными частями со всей России.

В годы революции и Гражданской войны Приморье подверглось интервенции.

Но уже в 20-е годы, по свидетельству сборника «Весь деловой и торговый Владивосток на 1924 год», «из всех городов Дальнего Востока и Сибири Владивосток в его современном виде выглядел, несомненно, самым благоустроенным».

Коллекция Президентской библиотеки «Дальний Восток России – экономический форпост мира» включает документы, посвящённые экономике, а также описание международных транспортных коридоров и множество картографических, изобразительных и видеоматериалов.

Обширная подборка «Точка притяжения – российский Дальний Восток» была выпущена специально к Восточному экономическому форуму – одному из крупнейших и важнейших событий деловой жизни Тихоокеанского региона и России.