А. Ф. Можайский. Паруса и крылья
Александр Фёдорович Можайский – одна из значительнейших и в то же время неоднозначных фигур российской истории XIX века.
Многогранно одарённый представитель офицерства, Можайский был профессиональным моряком и кораблестроителем, участником российских военно-дипломатических миссий, содействовал проведению в жизнь крестьянской реформы 1861 года, спроектировал, изготовил и довёл до уровня лётных испытаний самолёт. При этом отечественная историография освещала его деятельность по большей части неполно и необъективно.
Будущий контр-адмирал и самолётостроитель родился 21 марта 1825 года в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков. Образование и профессиональную подготовку получил в Петербурге, в одном из лучших военных учебных заведений России – Морском кадетском корпусе, тогда возглавляемом флотоводцем и исследователем адмиралом Иваном Фёдоровичем Крузенштерном. После блестящего окончания Кадетского корпуса начались морская служба и военная карьера Можайского.
На разных кораблях он ходил в Балтийском и Белом морях, а в 1853 году отправился в составе дипломатической экспедиции для установления торговых отношений из Кронштадта в Японию. Несмотря на то, что фрегат «Диана», в команду которого входил Можайский, в японском порту пострадал от цунами и землетрясения, экипаж помог местному населению восстановить разрушенные прибрежные постройки, а по чертежам Можайского удалось совместно построить шхуну «Хеда» – первое в Японии судно, созданное по европейскому образцу, на котором экспедиция и вернулась в Россию. Во многом благодаря завязавшимся дружественным отношениям моряков и местных жителей был заключён первый российско-японский договор.
Историки характеризуют Можайского также и как «…хорошего рисовальщика с острым взглядом исследователя, умеющего использовать новую по тем временам технику – дагерротипы». Предполагается, что «…первые фотоснимки в Японии были сделаны именно А. Ф. Можайским». Об этом говорится в подробном анализе его жизни и деятельности, проделанном Юрием Анатольевичем Никулиным в диссертации «Александр Фёдорович Можайский – русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность: 1825–1890 гг.», автореферат которой размещён на портале Президентской библиотеки.
Участие в другой военно-дипломатической миссии привело лейтенанта в Хиву и Бухару. Он организовывал доставку людей и грузов на специально построенных судах, составлял описание реки Амударьи, вдоль которой пролегла граница Российской империи, вёл дневник астрономических наблюдений. За успешное выполнение задач экспедиции Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта.
Перерывы в морской службе Александр Фёдорович заполнял активной гражданской деятельностью. В Вологодской губернии он принимал активное участие в проведении реформы 1861 года. В вышеназванной работе Никулина отмечается, что Можайский «по долгу службы мирового посредника участвовал в составлении уставных грамот, в отведении угодий крестьянам, освободившимся от крепостной зависимости, переносе усадеб, обмере земель, в разборе многочисленных исков и жалоб».
В 1882 году капитану 1 ранга Можайскому присваивают звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Вскоре он получает звание контр-адмирала.
Служба Александра Фёдоровича Можайского на флоте проходила в эпоху замены парусов паровыми машинами. Отсюда его интерес к взаимодействию парового двигателя, винта и паруса. Никулиным «…выдвигается предположение о том, что этот фактор повлиял на формирование идеи создания летающего крыла с винтом, вращаемым механическим двигателем».
Ещё в 1855 году Можайский, наблюдая за полётами морских птиц, ласточек и голубей, а также воздушных змеев, начал задумываться о создании летательного аппарата тяжелее воздуха. У него зреют первые идеи – необходимость разбега для взлёта, остроконечная форма неподвижного наклонённого крыла, специальные моторы.
В 1876 году конструктор начинает работу над первой моделью своего детища. Удачные испытательные полёты вдохновляют его на постройку полномасштабного самолёта с авиационным двигателем, управляемого человеком. Аппарат создавался как самолёт-амфибия, предназначенный для разведки и бомбометания. Ни отсутствие средств для осуществления проекта, ни безразличие государства, ни скепсис авторитетных учёных не могли остановить изобретателя. После нескольких лет разработки чертежей и получения первого в мире патента на самолёт – «воздухолетательный снаряд» – в 1882 году было проведено его первое испытание. Во время разбега по деревянным рельсам «паровой аэроплан» накренился и потерял крыло. До самой смерти Можайский пытался отремонтировать и доработать своё изобретение.
Умер А. Ф. Можайский 21 марта 1890 года. Его могила находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Судьба уготовила Александру Фёдоровичу остаться гениальным одиночкой. Можайский, воплотивший конструкцию летательного аппарата, все основные элементы которого присущи современным самолётам, обогнал свое время. В ряду имён, составляющих гордость России, имя А. Ф. Можайского занимает достойное место.