Президентская библиотека – к Международному женскому дню

8 марта 2021

Президентская библиотека представляет электронные копии изданий, раскрывающих историю женского вопроса в России.

«Один из самых важных, самых существенных вопросов, занимавших умы в конце прошлого столетия, был вопрос о правах человека, – пишет публицист Михаил Златковский в исследовании «Исторические этюды о женщине» (1867), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. –…Брали ли в расчёт женщину, когда мечтали о правах человека? Нет; доказательством тому служат мнения и отзывы о ней всех тогдашних авторитетов, начиная с Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и кончая Дантоном, Робеспьером и Сен-Жюстом. „Женщина создана специально для того, чтобы нравиться мужчине, – полагал Руссо. – Должен ли мужчина ей нравиться – это вопрос меньшей важности; он нравится ей уже и потому, что он сильнее“».

В свою очередь поэтесса Мария Дитрих в сочинении «Русская женщина великокняжеского времени» (1904), прослеживает, как в разные века менялось положение слабого пола на Руси. По её мнению, в языческий период женщина – «равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, обладающая иногда даром пророчества». Христианский период принёс византийские понятия в русскую жизнь. Положение женщины ухудшилось, «но значение её, в силу её нравственного превосходства, увеличилось… И мы с полным правом можем сказать, что русская женщина-христианка высоко держала знамя чистоты и величия».

Эту точку зрения разделяет богослов, ректор Московской семинарии Николай Благоразумов в книге «Права и значение женщины в историческом их проявлении» (1880): «…Христианство сняло с женщины печать отчуждения и унижения и приобрело ей полное право на уважение и доброе сочувствие, засвидетельствовав и освятив всесторонность её человеческих достоинств и нравственных сил, которые не только не уступают мужским, но в иных случаях и отношениях жизни способны даже превзойти их». Поэтому, как считает Благоразумов, «нечего пугаться того обстоятельства, что целая половина рода человеческого желает войти в свои права и в действительности сделаться столь же разумно свободным человеком, как и мужчина».

Годы начала активного вовлечения женщин в общественную жизнь России представлены редкими прижизненными изданиями Клары Цеткин. В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции в Копенгагене именно она предложила учредить Международный женский день.

«Эгоизм мужчины, грубое насилие сильнаго не допускали расширения социального влияния женщины... – писала Цеткин в статье «Экономическое положение женщины» (1897). – Положение женщины всегда было сходно с положением промышленных работников; как эти последние, она всегда была несамостоятельна и лишена прав. Права и обязанности греческой и римской „матроны“, по существу, соответствовали правам и обязанностям домашних рабов». В её же книге «Русская женщина в борьбе за свободу», электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки, так определяется причина женской эмансипации: «Если мы спросим, что увлекает женщину на путь революционной борьбы, то на первом плане нужно поставить стремление женщины к образованию, к свободной широкой деятельности, к равноправности с мужчиной. <…˃ В России это не борьба женщины против мужчины. Это скорее борьба молодого поколения против старого, борьба против устарелых взглядов на вопросы религии, семейной жизни, воспитания».

Традиция празднования Международного женского дня в нашей стране в разные периоды истории была разной. Принятая после Октябрьской революции Конституция РСФСР 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной. В результате мужчины того времени поздравляли с праздником 8 Марта не представительниц слабого пола, не милых дам, а боевых товарищей по героическому труду и борьбе за светлое будущее человечества. О том, какое отношение к женщинам сложилось в первые годы советской власти, рассказывает, например, издание «Права трудящейся женщины по советским законам» (1925): «Следуя раз взятым курсом на освобождение женщины, Советская власть и в вопросах брачного права полностью порвала со старыми законами и обычаями. Наше право признаёт лишь брак, основанный на взаимной любви женщины и мужчины, на взаимном уважении, доверии и помощи. <…˃ Для заключения брака никаких формальностей, всё очень просто и легко. Так же легко и просто развестись. Ибо нельзя же в самом деле считать, что люди, раз поженившись, век должны жить вместе».

Одним из приоритетов политики СССР в 30-е годы XX века стало наделение женщин такими правами, о каких даже помыслить не могли представительницы прекрасного пола в других государствах. Вот что сообщается в издании «Женщина в СССР и странах капитала» (1938): «Советская женщина – самая свободная и самая счастливая женщина в мире. Великие права и свободы, действительное и фактическое равноправие советской женщины во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественной жизни обеспечивается прочной незыблемой экономической базой, созданной в результате торжества социализма в нашей стране».

Фонд Президентской библиотеки является уникальным хранилищем материалов по истории российской государственности, частью которой стал и так называемый «женский вопрос». Различные интерпретации этой проблемы в разных областях науки и в практике нашего социума свидетельствуют о том, что она не теряет актуальности и в наши дни.