Президентская библиотека раскрывает историю становления русского театра

27 марта 2017

В канун Международного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, Президентская библиотека представляет на портале ряд книжных раритетов, самый масштабный из которых – четырёхтомник «История танцев» Сергея Худекова. Формируя электронный фонд материалов по истории российской государственности, Президентская библиотека расширяет также электронный массив, посвящённый отечественной литературе, музыке, изобразительному искусству, танцам.

Театр, как искусство синтетическое, вобрал в себя все многообразие искусств, став в отечественном варианте не только массовым развлечением, но и «кафедрой», с которой утверждаются гражданственность, нравственность и другие ценности нашего народа.

П. Морозов в издании 1889 года «История русского театра до половины XVIII столетия» отмечал: «Как и у всех других народов, так и у нас на Руси первых признаков появления драматического элемента в словесности следует искать в культовом обряде и сопровождающих его песнях, и вместе с тем – в играх, в которых мимический инстинкт, всякому человеку присущий, находит выражение в действии».

Далее тему развития русского театра продолжают хронологические записки М. Лонгинова 1873 года выпуска «Русский театр в Петербурге и Москве. (1749–1774)», имеющие подзаголовок «Последовательные хронологические данные для истории Русского театра за первое двадцатипятилетие его существования». Первая запись: «1749: Первое представление кадетами в кадетском корпусе первой трагедии Сумарокова “Хорев”». Затем там же были поставлены три другие трагедии Сумарокова, а 21 июля 1749 года М. Лонгиновым отмечено: «Первое представление ими же в комнатах Петербургского Зимнего дворца на Неве четвёртой трагедии Сумарокова “Аристона”».

О личном творческом вкладе Екатерины Великой в развитие русского театра читаем ниже:

«МОСКВА. 28 января 1773: «В Зимнем дворце, на особо устроенном малом театре, представлена в первый раз придворными кавалерами и фрейлинами комедия Императрицы «О, время» в присутствии государыни и 257 избранных зрителей. Впоследствии пьесы Императрицы игрались не только при Дворе, но и на публичных театрах. Вообще Екатерина очень любила театр и особенно Русский, для которого написала много пьес. Театры при ней были устроены в Петергофских и Царскосельских дворцовых зданиях, как свидетельствуют Камер-Фурьерские журналы»». Во времена Екатерины II, со слов автора, ставились драма «Сократ» Томсона и «Лжец» Гольдони.

Президентской библиотекой выпущен каталог «Театр», где можно открыть разделы «Всеобщая история театра», «Драматический театр», «Театр зарубежных стран», «Музыкальный театр» и другие. В последнем можно обнаружить материалы о ведущих оперных солистах России: С. Лемешеве, Л. Собинове, И. Архиповой и др. Немало интересного можно найти в книге А. Шавердяна 1940 года выпуска «Чайковский и театр». Из неё мы узнаем о Петре Ильиче Чайковском не только как о гениальном композиторе, новаторе оперного русского искусства, но и как о последовательном и яростном защитнике отечественного пути развития оперы.

По словам автора, в Москве того периода русская опера была практически вытеснена итальянской. Большой театр с его оркестром и хорами фактически был отдан в полное распоряжение итальянского антрепренёра. Всё это не могло не возмущать Чайковского, выступавшего в качестве автора в хронике московской музыкальной жизни в первой половине 70-х годов XIX века:

«В качестве русского музыканта, – цитирует композитора Шавердян, – могу ли я, слушая трели г-жи Патти, хоть на одно мгновение забыть, в какое унижение поставлено в Москве наше родное искусство, не находящее для приюта себе ни места, ни времени? Могу ли я забыть о прозябании нашей русской оперы в то время, когда мы имеем в нашем репертуаре несколько таких опер, которыми всякая другая уважающая себя столица гордилась бы, как драгоценнейшим сокровищем?»

Критика художественного произвола, против которого выступал Чайковский в своих статьях, была чрезвычайно злободневна и имела большую общественную значимость. Ведь она была направлена на формирование художественного вкуса многочисленных поклонников и защиту интересов прозябавших в нищете артистов, для которых получить скромный ангажемент было пределом желаний.

«Путь оперного творчества Чайковского – это напряжённая и целеустремленная борьба за становление и наиболее совершенную кристаллизацию излюбленных композитором тем, идей и образов, несших сокровеннейшую, глубочайшую правду о человеке, его жизни и борьбе».

Познакомившись с раритетами Президентской библиотеки, пользователи приходят к пониманию того, что весь путь развития русского театра есть нелёгкое восхождение его на уровень «кафедры».