Электронные ресурсы Президентской библиотеки могут эффективно «работать» в образовательных учреждениях

8 сентября 2017

В Президентской библиотеке в рамках Форума знаний состоялась встреча с представителями образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В мероприятии приняли участие сотрудники Института развития образования (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Ленинградского областного института развития образования, представители Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, интернет-справочника по образованию ГлавСправ, руководители и методисты информационно-методических центров, учителя и библиотекари. В режиме видео-конференц-связи в мероприятии приняли участие коллеги из Москвы, Воронежа, Архангельска, Новосибирска, Тюмени, Улан-Удэ и других регионов.

Обсуждался вопрос, как и за счёт каких ресурсов Президентской библиотеки можно обогатить процесс образования в школах.

Как отметил модератор совещания, главный научный сотрудник Президентской библиотеки доктор исторических наук Павел Фёдоров: «Одна из главных задач заключается в том, чтобы продвигать ресурсы по истории, теории и практике российской государственности, а также по русскому языку как государственному в разные сферы деятельности, в том числе в образование. Эта миссия возложена на Ассоциацию школьных библиотек и органы образования. Все, что мы предлагаем, направлено не только на повышение информационной грамотности школьников, но и на усовершенствование методики преподавания предметов гуманитарного цикла и как итог – на углубление гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения».

В июле этого года в сети Интернет была открыта для публичного доступа новая версия портала Президентской библиотеки, предоставившая пользователям ресурса новые возможности работы с раритетными книгами, документами, кинохроникой начала прошлого века и современными фильмами, снятыми специалистами Президентской библиотеки.

Для реализации самых разных образовательных целей библиотека предлагает обращаться как к базовым коллекциям – «Власть», «Народ», «Русский язык», «Территория», так и к специальным подборкам – к таким, скажем, как «История образования в России», «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей». Знаменита Президентская библиотека и своими коллекциями, рассказывающими о жизни и творчестве русских писателей, композиторов, учёных, государственных деятелей. При помощи этих материалов можно подготовить не один, а целый цикл уроков. К образовательным мероприятиям относятся также просмотр документальных фильмов, видеолекций, видеоуроков в записи либо в формате интернет-вещания на портале Президентской библиотеки. Пользователь может открыть и посмотреть уникальные, основанные на исторических документах ленты «Святейший Синод», «Русский флот у берегов Америки», «Дневник путешественника: пребывание Питера Симона Палласа на Алтае», «Председатели пространства» (художники-авнгардисты) и другие. Видеолекции, с которыми выступают лучшие учёные-исследователи Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России, организуются на современной информационно-технологической базе Президентской библиотеки – материал преподносится учащимся нестандартно, развернуто, с большим количеством подробностей.

Видеоурок представляет собой занятие по одному из предметов социально-гуманитарного цикла, организуемое школой или колледжем в дистанционном режиме на базе Президентской библиотеки с целью распространения новейших педагогических практик. Видеоуроки проводят педагоги – победители различных конкурсов, которые представляют свои разработки с использованием ресурсов Президентской библиотеки. Палитру обычного урока могут обогатить малоизвестные материалы о творчестве А. С. Пушкина, К. Э. Циолковского, по теме Конституции РФ и т. д.

Ещё один образовательный проект – мультимедийный урок – организуется в сотрудничестве с образовательными организациями в дистанционном режиме с использованием современных медиапедагогических технологий на информационно-технологической базе Президентской библиотеки для усвоения учащимися практических навыков работы с электронными ресурсами. Ежегодно Президентская библиотека готовит несколько циклов мультимедийных уроков, посвящённых вопросам отечественной истории и права. Темы уроков, как правило, носят межпредметный характер и могут включаться в школьную программу по разным предметам. Среди уроков – занятия на тему  «Русская Правда: закон Древней Руси», «Азбука молодого избирателя», «1825 год: размышления о судьбе России» и другие. В настоящее время в Президентской библиотеке проходят мультимедийные уроки, посвящённые Году экологии в России и Году особо охраняемых природных территорий. Новый цикл занятий проводится для учащихся старших классов средних школ, гимназий, лицеев.

Старт проекту «Мультимедийные уроки Президентской библиотеки» был дан в декабре 2013 года. За 2013–2017 годы занятия посетили более 16 500 учащихся из учреждений среднего общего и среднего профессионального образования.

Как отметили на совещании специалисты Президентской библиотеки, подобные уроки позволяют интегрировать ресурсы современной электронной библиотеки и её возможности в образовательный процесс. Использование мультимедийных технологий также позволяет сделать процесс обучения более интересным и максимально продуктивным.

И наконец – наиболее масштабная по числу участников олимпиада школьников «Россия в электронном мире», организуемая Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена на информационно-технологической базе Президентской библиотеки. Интернет-олимпиада школьников по истории, обществознанию и русскому языку (по первым двум предметам включённая в Перечень олимпиад школьников, утверждённый Министерством образования и науки РФ) очень популярна. Ежегодно в ней принимают участие около 5–7 тысяч школьников со всей России, а также из-за рубежа.

По итогам совещания стало очевидно, что формирование информационной культуры личности с привлечением ресурсов Президентской библиотеки и связанных с ней школьных библиотек нового типа – процесс, который набирает силу и меняет образовательную среду на активно познавательную.