Президентская библиотека – к 300-летию Александра Сумарокова

24 ноября 2017

В ноябре 2017 года отмечается 300-летие со дня рождения Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) – поэта, драматурга и литературного критика XVIII века. Самый последовательный из писателей-классицистов, он не только занимался литературной деятельностью, но и дал теоретическое обоснование классицизма как литературного направления, характерного для России середины XVIII века. Сумароков был первым писателем-дворянином, для которого литература стала основным делом жизни. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра и его по праву называют «отцом русского театра».

Почти все самые значительные произведения Сумарокова носили политический характер, прежде всего драмы. Он переписал «Гамлета» на русский манер, делая акцент на морально-нравственной чистоте власти, будучи при этом убеждённым монархистом. В историческом исследовании, написанном в соавторстве с С. Переплётчиковым, «Ложный Пётр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика, Емельки Пугачёва. Ч. 2.» (1809) политические взгляды Сумарокова просматриваются особенно наглядно. В многочисленных изданиях на тему Пугачевского бунта, проникающих в Россию с Запада, Емельян Пугачёв чаще всего описывается как благородный рыцарь, возглавивший борьбу низших сословий с произволом русских монархов. Особенно популярным был французский вариант истории, тем более что в адъютанты к «басурману» был подослан именно француз – Боаспре, ставший правой рукой казака и учивший последнего, каково быть настоящим «вождём» в крестьянской войне.

В книге Сумарокова Пугачёв представлен иначе: возмечтавший о троне донской казак, личной храбрости которого отдаётся должное, предстаёт в виде злодея из низов, направляемого западными поводырями, в коих в его войске недостатка не было. «Емельян Пугачёв, родившись простым казаком без славы, без имущества, не имея другого права, кроме дерзости и наглости, ни других титлов, кроме тех, которыми ознаменовано разбойничество – цепь счастливых преступлений и минутных успехов злодея-изверга, в которых великие и ужасные намерения заменяли все добродетели, – пишут соавторы, а затем выносят бунтарю окончательный приговор: – Пугачёв мог быть тайно вспомогаем людьми и деньгами. Политика известных дворов могла возбуждать его деятельность тайными агентами, которые открылись и наказаны были; когда не получили никакого успеха…».

В фонде Президентской библиотеки в электронном виде хранится обширный архив графа Петра Александровича Валуева, предоставленный Российским государственным историческим архивом. В него включены записки графа о жизни и творчестве некоторых русских писателей (Антон Дмитриевич Кантемиров, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Гаврила Романович Державин, Дмитрий Иванович Фонвизин, Николай Михайлович Карамзин, Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин) – всего 134 листа, исписанных безупречным каллиграфическим почерком.

Одно из этих «архивных дел», рукописных воспоминаний, посвящено Александру Петровичу Сумарокову. Записки о нём систематизированы графом Валуевым и разбиты на главы: «Краткие сведения о его (Сумарокова) жизни», «Иностранные труппы», «Основание национального театра» и т. д. Сведения из столь авторитетного источника – граф Валуев был в своё время министром внутренних дел, членом Госсовета – уникальны и достаточно объёмно запечатлели исключительную личность Сумарокова.

Александр Петрович Сумароков родился 25 ноября 1717 года в аристократической, но обедневшей к тому времени семье. 14 лет от роду он поступил в Сухопутный шляхетный корпус, куда принимали только дворян. Здесь преподавались не только история, география, юридические науки, но и языки, фехтование и танцы. Корпус слыл очагом новой дворянской культуры. Недаром учившиеся здесь в разное время М. М. Херасков, И. П. Елагин, А. А. Нартов и другие известны в том числе как незаурядные писатели. Здесь Сумароков получил прекрасное образование и увлекся литературой и театром. Курсанты и офицеры корпуса выпускали журнал «Праздное время, в пользу употреблённое», в котором также сотрудничал Сумароков.

По окончании курса наук Александр Петрович, будучи военным, тем не менее всё время отдаёт литературе. Он пишет оды, элегии, песни, басни, выступает как драматург. Широкую известность Сумарокову принесла его первая трагедия «Хорев», напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе. Пьесы драматурга игрались выписанной из Ярославля труппой талантливого актёра Фёдора Волкова. Успех представлений привёл к тому, что в 1756 году по указу Елизаветы Петровны был учреждён постоянный театр, директором которого императрица пожелал видеть Сумарокова. За успешной постановкой первой трагедии последовало еще восемь, также им было написано 12 комедий.

Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, занимался и другой литературной деятельностью. Он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», а в 1759 году начал издавать собственный сатирический журнал «Трудолюбивая пчела».

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков страдал от постоянных придирок цензуры и невежества публики. С сильными мира сего он так же спорил и горячился, как и со своими собратьями по перу, и ни шутом у них, ни льстецом не мог быть по самой своей натуре. Научившись в своё время писать оды по образцу родоначальника жанра Ломоносова, в дальнейшем полемизировал с ним по литературно-теоретическим вопросам, выступил с пародиями на оды учёного в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические стихотворения были в известной степени и автопародиями, что не всеми понималось и возбуждало неприязнь к сочинителю. Из-за трений, то и дело возникавших в труппе, Сумароков потерял управление театром и после столкновений с начальством в 1761 году подал в отставку и стал первым русским в полном смысле профессиональным писателем.

Позже, в 1769 году, он переселился в Москву.

«Печально и глухо, в отчуждении от света, родных и близких людей умер Сумароков в Москве 1 (12) октября 1777 года», – написал Н. Булич в книге «Сумароков и современная ему критика». «Никто не был свидетелем его смерти и никто, по-видимому, не пожалел его. Современное известие, напечатанное в „Санкт-Петербургских Ведомостях“, отзывается о нём сухо и без особенного участия. После него не осталось денег на погребение, и его схоронили на свой счёт московские актеры, нёсшие гроб его на руках своих до Донского монастыря».