Александр Можайский в фонде Президентской библиотеки: контр-адмирал и создатель первого отечественного самолёта

21 марта 2018

21 марта 1825 года родился будущий исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха, контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский.

«Через судьбу конструкторского проекта А. Ф. Можайского просматривается исторический выбор Российского военного ведомства в развитии средств вооружения между самолётами и воздушными шарами, – отмечает Ю. Никулин в автореферате на соискание учёной степени кандидата исторических наук  «Александр Фёдорович Можайский – русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность», с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Исследование основано на документах и материалах, законодательных актах, справочных изданиях, периодической печати, которые позволили автору детализировать периоды жизни Можайского, доказать приоритет российских учёных в области создания первой летательной машины.

Как и многие крупные военачальники, инженеры и государственные деятели, Александр Фёдорович окончил основанный Петром I Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге  и начал службу мичманом на военных судах Балтийского флота. После семилетней службы Можайский получил чин лейтенанта. В 1853–1855 годах он принял участие в походе на фрегате «Диана» из Кронштадта к берегам Японии через Атлантический и Тихий океаны.

Но моряку не давала покоя идея создания летательного аппарата. Он всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов – и вёл записи в дневнике. Можайский на «простейшем летуне» (гигантском воздушном змее, или управляемом буксируемом планере) в 1873–1876 годах неоднократно поднимался в воздух и, по свидетельствам многих очевидцев, летал быстро и «с большим комфортом». 

После целого ряда исследований и экспериментов Можайский приступил к проектированию небесной машины. Александр Фёдорович был первым, кто отказался от идеи создания летательного аппарата с машущими крыльями, и разработал конструкцию самолёта с неподвижным относительно корпуса крылом. Это была одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.

В диссертации Никулина сопоставляются и анализируются документы, которые отражают борьбу Можайского за претворение своей идеи в жизнь, его непростые отношения с Техническим комитетом Морского министерства, с Главным инженерным управлением.

К весне 1878 года конструктор считал, что готов к созданию полноразмерного управляемого самолёта. Но если комиссия под председательством Э. Тотлебена в январе 1877 года одобрила проект А. Ф. Можайского и поставила вопрос о строительстве самолёта, то через полгода комиссия под председательством Г. Паукера дала проекту отрицательную оценку.

Автор диссертации отмечает тяжёлое материальное положение изобретателя, приводит его ходатайства в Морское министерство с просьбами о помощи. В результате Можайский вновь был зачислен на казённую службу в Санкт-Петербургский порт. В ноябре 1881 года он первым в России получил в Департаменте торговли и мануфактур привилегию (патент) на воздухоплавательный снаряд и место для его строительства на Красносельском военном поле.

Александр Фёдорович Можайский стал основоположником аэродинамического расчёта. Исторические документы неопровержимо доказывают первенство российского инженера в создании первого в мире самолёта; братьям Райт удалось это только два десятилетия спустя.

Основываясь на опытах А. Ф. Можайского, русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году на Балтийском заводе в Петербурге тяжёлый самолет «Русский витязь». Вслед за ним в 1914-м была построена серия самолётов типа «Илья Муромец» улучшенной конструкции. Это был первый в мире тяжёлый многомоторный бомбардировщик с моторами, расположенными в крыле.

Наше Отечество свято хранит память об Александре Фёдоровиче Можайском – родоначальнике авиации. Его имя записано на страницах истории рядом с именами талантливейших людей России. Президентская библиотека является уникальным электронным хранилищем материалов по истории российской государственности, сегодня её фонд составляет более 600 тысяч единиц хранения.