
Родился советский авиаконструктор Павел Осипович Сухой (1895–1975)
10 (22) июля 1895 года родился выдающийся советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Осипович Сухой.
П. О. Сухой родился в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Беларуси), в семье учителя народной школы Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны Гисич.
В 1900 году семья переехала в Гомель. С 1905 по 1914 год П. О. Сухой учился в Гомельской Александровской мужской гимназии, окончил её с серебряной медалью. Под впечатлением показательных полётов на аэроплане русского авиатора С.И. Уточкина увлёкся авиацией и решил продолжить образование в Москве. В сентябре 1914 года поступил на математический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). Отучившись год, поступил в Императорское Московское техническое училище – единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания. Стал членом кружка воздухоплавания, которым руководил основоположник гидро- и аэродинамики профессор Н. Е. Жуковский.
В 1916 году был призван в армию, после обучения в школе прапорщиков направлен на фронт артиллеристом. В марте 1918 года после распада Восточного фронта и заключения Брестского мирного договора вернулся в Москву с намерением завершить образование, но Техническое училище было закрыто, и П. О. Сухой вынужден был вернуться к родителям в Гомель, где устроился учителем математики в Школу для детей железнодорожников.
Осенью 1921 года после постановления СНК РСФСР о возвращении студентов в высшие учебные заведения продолжил учёбу в Техническом училище. Окончил его в 1925 году, защитив дипломный проект на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил», подготовленный под руководством авиаконструктора А. Н. Туполева. Начал работать инженером-конструктором в конструкторском бюро (КБ) А. Н. Туполева в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), основанном в 1918 году Н. Е. Жуковским. В последующие годы занимал должности руководителя конструкторских бригад и заместителя главного конструктора. В этот период под руководством А. Н. Туполева П. О. Сухим были созданы истребители И-4, И-14 (первый в СССР истребитель-моноплан с убирающимся в полёте шасси), самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина».
С февраля 1939 по апрель 1940 года П. О. Сухой занимал должность главного конструктора авиазавода № 135 в Харькове, принимал участие в разработке самолёта «Иванов» (АНТ-51), которая закончилась созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2 и его модификации Су-4, нашедших широкое применение в первые годы Великой Отечественной войны. С апреля 1940 по ноябрь 1949 года П. О. Сухой – главный конструктор КБ авиазавода № 289, базировавшегося на ряде предприятий в Москве и Подмосковье. Во время войны разработал бронированный штурмовик Су-6.
В 1949 году П. О. Сухой вернулся в КБ А. Н. Туполева, а с 1953 года возглавил собственное КБ, в котором начал вести работы в области создания реактивных самолётов, считая, что за ними будущее авиации. Под его руководством был разработан ряд серийных реактивных боевых машин, многие из которых произвели революции в авиастроении: сверхзвуковой истребитель Су-7 (1955) (вдвое превысивший скорость звука), истребители-перехватчики Су-9 (1957), Су-11 (1958), Су-15 (1962), истребитель-бомбардировщик Су-17 (1966), фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 (1970), штурмовик Су-25 (1975) и другие. На экспериментальных самолётах Т-431 и Т-405 конструкции П. О. Сухого было установлено два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962). П. О. Сухой также руководил началом разработки истребителя четвёртого поколения Су-27 (1977).
П. О. Сухой скончался 15 сентября 1975 года от последствий перенесённого на фронте туберкулёза лёгких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Выдающий авиаконструктор является дважды Героем Социалистического Труда (1957, 1965), кавалером трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и «Знак Почёта» (1936).
За создание в годы Великой Отечественной войны штурмовика Су-6 П. О. Сухой был удостоен Сталинской премии Первой степени. За успехи в авиастроении он был также награждён Ленинской премией (1968), Государственной премией СССР (1975, посмертно), золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР (1975, посмертно), Государственной премией Российской Федерации (1997, посмертно).
Лит.: Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. М., 2016; Кузьмина Л. М. Генеральный [авиационный] конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. М., 1983; Новиков М. «Су» штурмуют небо // Авиация и космонавтика. 1970. № 7. С. 28–29; Сивков Г. Ф. Готовность номер один. М., 1973; Сивков Г. Ф. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. М.; Жуковский, 2006.
См. также в Президентской библиотеке:
Пути развития авиации в России / доклад Евладова 1-му окружному Съезду Советов. Челябинск, 1923;