Родился славянофил, литературный критик, философ Иван Васильевич Киреевский

3 апреля 1806

22 марта (3 апреля) 1806 г. в Москве в родовитой дворянской семье родился один из главных теоретиков славянофильства, философ-идеалист, литературный критик Иван Васильевич Киреевский.

В 1812 г. отец Ивана, отставной майор Василий Иванович, скончался, заразившись тифом в устроенном им госпитале для раненых в ходе боевых действий Отечественной войны русских воинов. Мать Ивана, племянница В. А. Жуковского Авдотья Петровна, вышедшая вторым браком за А. А. Елагина, была хозяйкой знаменитого общественно-литературного салона, который являлся одним из центров культурной жизни Москвы на протяжении нескольких десятилетий и дал путь в большую литературу многим впоследствии знаменитым писателям и общественным деятелям.

Киреевский вместе со своим братом Петром получил хорошее домашнее образование в области истории, словесности и иностранных языков. В 1822 г. Иван для завершения образования стал слушать приватные лекции профессоров Московского университета, а спустя два года поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Там он вместе с другими «архивными юношами» –А. И. Кошелевым, С. П. Шевырёвым, С. А. Соболевским, Д. В. Веневитиновым, В. Ф. Одоевским – создал «Общество любомудрия» –литературно-философский кружок, направленный на изучение немецкой идеалистической философии и современной немецкой литературы. После подавления восстания декабристов, которым члены кружка явно сочувствовали, «Общество любомудрия» было распущено.

В 1827 г. желавший активно служить общественному благу, свободе и просвещению народа Киреевский ушёл с государственной службы. К этому же году относится его полноценный литературный дебют – стихотворение в романтическом стиле «Царицынская ночь». Вскоре молодой автор стал сотрудничать с журналом «Московский вестник» и его издателями М. П. Погодиным и С. П. Шевырёвым. В 1828 г. появилась первая печатная работа Киреевского – статья «Нечто о характере поэзии Пушкина». Лично хорошо знакомый с поэтом, Иван Васильевич сделал попытку одним из первых среди критиков провести полноценный литературоведческий анализ пушкинских произведений и установить периодизацию творчества Пушкина в контексте европейских литературных традиций. Статья была высоко оценена современниками, в том числе и самим Пушкиным. Следующей знаковой публикацией Киреевского стала статья «Обозрение русской словесности 1829 года», в которой автор обозревал произведения Карамзина, Жуковского, Баратынского, Дельвига. Кроме того, Иван Васильевич отдал должное деятельности знаменитого издателя Н. И. Новикова.

Практически весь 1830 г. Киреевский вместе со своим братом провёл в Германии. Там он познакомился с крупнейшими европейскими учёными и общественными деятелями того времени, в том числе с Гегелем. Возвратившись в Россию, Иван Васильевич попытался реализовать свою давнюю идею – открыть собственный общественно-литературный журнал под названием «Европеец». Однако, новому журналу была уготована очень короткая жизнь. В феврале 1832 г. он был запрещён III отделением по личному приказанию императора Николая I. Причиной столь жёсткого решения стали статьи Киреевского «Девятнадцатый век» и «”Горе от ума” – на московском театре», в которых цензоры усмотрели крамольные свободолюбивые мысли и суждения. Несмотря на скорое закрытие, «Европеец» стал одним из знаковых явлений в общественной жизни России того времени. На его страницах возникло уникальное сосуществование двух мировоззренческих направлений, сформировавшихся в московском просвещённом обществе – западничество и славянофильство. Борьба этих направлений стала определяющей для жизни русской интеллигенции на долгие годы.

В 1839 г., после того, как в салоне Елагиных А. С. Хомяков прочитал свою статью «О старом и новом» – один из наиболее ортодоксальных манифестов славянофильства, Киреевский подверг критике некоторые его положения в статье «В ответ А. С. Хомякову», которая не была опубликована при жизни автора, но широко разошлась в списках.

Следующим этапом жизни Ивана Васильевича стало его сотрудничество в 1840-х гг. с журналом «Москвитянин», принадлежавшим М. П. Погодину. К этому времени Киреевский уже утвердился в качестве лидера умеренного направления славянофильства и в 1845 г. опубликовал программную статью «Обозрение современного состояния литературы». Кроме того, им был опубликован ряд статей по филологии, среди которых выделялась работа «Публичные лекции профессора Шевырёва». После второй неудачной попытки издавать свой журнал Киреевский окончательно отходит от публичной деятельности. Последние статьи Ивана Васильевича – «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» и «О необходимости и возможности новых начал для философии» провозглашали отход Киреевского с умеренных на ортодоксальные позиции в славянофильстве.

Иван Васильевич Киреевский скончался 11 (23) июня 1856 г. в возрасте 50 лет от холеры и был похоронен в Оптиной пустыни.

 

Лит.: Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: В 2 тт. М., 1911; Он же. Избранные статьи. М., 1984; Он же. Критика и эстетика. М., 1998; Он же. Разум на пути к истине. М., 2002; Европеец, журнал И. В. Киреевского. М., 1989; Антонов М. Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И. В. Киреевского. Новосибирск, 1990; Благова Т. И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М., 1995; Иван и Пётр Киреевские в русской культуре / Сост. Г. И. Ловецкий, А. Ф. Малышевский. Калуга, 2001.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. М., 2007;

Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России: Письмо к Е. Е. Комаровскому. М., 1852;

Ранние славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы / Сост. Н. Л. Бродский. М., 1910.