Родился Иван Константинович Григорович, адмирал, потомственный моряк, военный морской министр

7 февраля 1853

26 января (7 февраля) 1853 г. в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина капитана 1 ранга Константина Ивановича Григоровича (1802–1870) родился Иван Константинович Григорович.

После окончания Морского корпуса в 1874 г. Иван Григорович был произведён в чин гардемарина, а через год — мичмана. На крейсере «Забияка» во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. принял участие в Цимбрийской экспедиции у берегов США, которая проходила на торговых путях Англии и должна была отвлечь последнюю от балканского театра боевых действий. К 1881 г. на «Забияке» дослужился до старшего офицера.

С 1883 г. — командир портового судна «Колдунчик», 1884–1886 гг. — парохода «Рыбка». В 1890–1889 гг. был флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана. С 1891 по 1896 гг., служил в должностях старшего офицера или командира на следующих судах: фрегат «Герцог Эдинбургский», корвет «Витязь», крейсер 1-го ранга «Адмирал Корнилов», крейсер 2-го ранга «Разбойник», монитор береговой обороны «Броненосец», минный крейсер «Воевода». В 1896–1898 гг. Иван Константинович был морским агентом (атташе) в Англии.

В 1898 г. Иван Григорович был направлен во Францию и назначен командиром строившегося в Тулоне эскадренного броненосца «Цесаревич». В 1903 г. перевел в Порт-Артур «Цесаревич» и крейсер 1 ранга «Баян», также ранее построенный во Франции. Во время ночной атаки японских миноносцев 27 января (9 февраля) 1904 г. «Цесаревич» был торпедирован, но благодаря распорядительности Григоровича броненосец смог отразить все атаки противника и был удачно посажен на мель. В апреле 1904 г. Иван Константинович, произведённый в контр-адмиралы, был назначен командиром Порт-Артурского порта. Он выступал сторонником пассивной обороны крепости, но организовал работу по ремонту кораблей, установке минных заграждений, тралению акватории, снабжению. В июле 1904 г. был контужен.

После завершения войны в 1905 г. Григорович стал начальником штаба командующего Черноморским флотом. Во время первой русской революции в мае 1906 г. был контужен бомбой, брошенной террористами. После убийства командующего флотом Чухнина некоторое время командовал флотом. С декабря 1906 г. по октябрь 1908 г. был командиром Либавского порта императора Александра III, а затем до февраля 1909 г. исполнял обязанности главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта.

В феврале 1909 г. Иван Константинович стал товарищем морского министра С. А. Воеводского, в марте — вице-адмиралом. Руководил строительством кораблей, занимался материально-техническим и гидрографическим обеспечением ВМФ. Также он представлял Морское министерство в Государственной думе, где пользовался поддержкой кадетов и октябристов.

В марте 1911 г. Григорович был назначен морским министром. Он завершил проведение реформ в военно-морской сфере, руководил разработкой Большой и Малой военно-морских программ и добился выделения кредитов под их реализацию, разработал систему обороны Петрограда. Все его проекты были значимы для развития военно-морского флота, однако в ходе Первой мировой войны оказались практически невостребованными. Иван Константинович оказался одним из двух министров, которые смогли пережить «министерскую чехарду» 1915 – начала 1917 гг.

После Февральской революции военным и морским министров был назначен А. И. Гучков, в конце марта 1917 г. Григорович был официально отправлен в отставку «по расстроенному здоровью, с мундиром и пенсией». После Октябрьской революции Иван Григорович работал сотрудником военного научно-издательского отдела Петроградского отделения Главного управления Единого государственного архивного фонда, затем старшим архивариусом Морского архива. В этот период написал «Воспоминания бывшего морского министра». В 1924 г. получил разрешение на выезд за границу для лечения. Остаток жизни провёл во Франции, в городке Ментон. Там он зарабатывал продажей своих картин. Умер 3 марта 1930 г. В 2005 г. урна с прахом Григоровича была возвращена на родину в Санкт-Петербург и похоронена в семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Временное положение об управлении Морским ведомством. СПб.,1911;

Дело о рассмотрении в Совете Министров доклада Главного гидрографического управления Морского министерства об отпуске средств на расходы по плаванию Гидрографической экпедиции Тихого океана в 1915 году : 13 марта - 8 апреля 1915 г. 5 л.;

Дело о рассмотрении в Совете Министров записки морского министра И. К. Григоровича о передаче в ведомство Министерства путей сообщения участка земли морского ведомства на Малой Охте в городе Петербурге для прокладки проезда к выгрузочной станции Охта : 21 ноября 1915 г. 2 л.;

Дело о рассмотрении в Совете Министров представления морского министра И. К. Григоровича об отпуске средств на снаряжение и оборудование парохода «Кит» для оказания помощи Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана флигель-адъютанта Б. А. Вилькицкого, затертой льдами у берегов острова Таймыр : 22-23 июня 1915 г. 4 л.