О развитии искусства во время Великой Отечественной войны рассказывают документы на портале Президентской библиотеки

3 мая 2024

3 мая 2024 года Комплекс «Вторая мировая война в архивных документах» на портале Президентской библиотеки пополнен более чем 40 фотодокументами и рукописями из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) ключевого периода Великой Отечественной войны (с 19 ноября 1942 года по 7 ноября 1944 года).

В состав Комплекса вошли документы, отражающие культурную жизнь страны в этот период, автографы завоевавших всенародную любовь песен военных лет, авторские рукописи наиболее значимых произведений литературы, кинематографические материалы, отражавшие героическую борьбу советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, фотографии выступлений концертных бригад, выезжавших на фронт для выступления перед бойцами Красной армии.

Поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин» без преувеличения можно назвать одним из ключевых произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны. Образ сильного, добродушного и преданного Родине красноармейца Васи Тёркина родился у Твардовского ещё в годы советско-финской войны, но невероятную популярность у читателя он обрёл в Великую Отечественную войну. Первые главы поэмы начали выходить во фронтовой печати в 1942 году, работа над ней продолжалась до 1945 года. В фондах РГАЛИ сохранился автограф 17-й главы «Василия Тёркина», который в настоящее время включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Мало кто знает, что у Василия Тёркина был реальный прототип – поэт-фронтовик Василий Иванович Глотов. Вручая ему первое издание «Книги про бойца», вышедшее в Смоленске, на родной для Твардовского земле, поэт написал на титульном листе: «Василию Ивановичу Глотову, близкому родственнику Василия Тёркина, моему дорогому товарищу по войне. А. Твардовский. 1945 год. Замок Галинген. Пруссия». Иллюстрации к поэме в разное время создавали многие художники, но для большинства читателей самыми узнаваемыми стали рисунки замечательного художника Ореста Верейского.

Беспримерный подвиг подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей с сентября 1942 года по январь 1943 года в городе Краснодоне на Донбассе, как известно, был воспет в одноименном романе Александра Фадеева. Началом работы писателя над этой темой стала статья «Бессмертие», вышедшая в газете «Правда» вскоре после освобождения Краснодона из-под немецкой оккупации и обнаружения в одной из шахт обезображенных тел юных подпольщиков. Впоследствии Фадеев тщательно собирал материал для своего будущего романа, встречался с очевидцами, изучал документы, в которых отразилась история «Молодой гвардии». Рукопись этого произведения, а также собранные писателем документы хранятся в его личном фонде в РГАЛИ.

Несмотря на колоссальные потери и трудности, которые принесла Великая Отечественная война, этот период стал временем нового расцвета и плодотворной работы для советского кинематографа. Прекрасно осознавая идеологическую силу кино, руководство страны сделало всё возможное и невозможное для того, чтобы кинематограф вдохновлял советский народ на победу, создавал лучшие героические и лирические образы, звал к борьбе и отмщению, вселял надежду на скорую встречу с близкими.

В ноябре 1941 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы в Алма-Ату, где образовалась Центральная объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС), на долю которой в итоге пришлось около 80% всех снятых в годы войны кинокартин. Алма-атинский дворец культуры, где обосновалась ЦОКС, на три года стал домом для крупнейших советских режиссеров и операторов. Работа велась в тяжелейших бытовых и производственных условиях: съёмки происходили преимущественно ночью, когда высвобождалась часть электроэнергии, которая днём шла на военные заводы; съёмочный павильон не отапливался, не хватало плёнки, практически невозможно было найти строительные материалы для декораций.

И все-таки работа на студии шла безостановочно. За короткий срок в Алма-Ате были сняты такие разноплановые фильмы, как «Секретарь райкома» (1942, режиссёр И. А. Пырьев), «Актриса» (1942, режиссёр Л. З. Трауберг), «Жди меня» (1943, режиссёры А. Б. Столпер и Б. Г. Иванов), «Она защищает Родину» (1943, режиссер Ф. М. Эрмлер) и десятки других полнометражных и короткометражных фильмов, а также эпический «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.

Одним из фильмов, созданных в 1943 году на ЦОКС, стал «Воздушный извозчик» (режиссёр Г. М. Раппопорт, сценарист Е. П. Петров). Как отмечают многие киноведы, война не только повлияла на эстетику и проблематику художественных фильмов, но и «легализовала» многое из того, что было вытеснено с экранов в 1930-е годы, когда советский кинематограф был сосредоточен преимущественно на отражении трудового энтузиазма народа – строителя социализма. С началом войны в кино вернулись «страдание, боль, разлуки, потери, слёзы, голод, страх», наметился «поворот к человеку», который достигнет своего апогея в кино эпохи оттепели.

Ярким примером этой новой формации советских фильмов оказался «Воздушный извозчик», который критиковали за то, что «его герои не стремятся к какой-либо высокой цели». Однако зрителям фильм полюбился, и не в последнюю очередь из-за великолепного актёрского дуэта Михаила Жарова и Людмилы Целиковской. После выхода фильма на экраны артисты неоднократно выезжали в составе концертных бригад на фронт, где их неизменно ждал самый тёплый приём бойцов и офицеров (особенно военных лётчиков, узнававших себя в героях фильма).

Особое место в истории Великой Отечественной занимают песни военных лет. Зовущие в бой, маршевые, лирические, берущие за душу, они давно стали частью культурного кода нашей страны, они жили и продолжают жить с нами в горе и в радости. Именно эти песни по просьбам слушателей регулярно звучали в эфире одной из старейших советских радиопрограмм «Встреча с песней». Ведущий передачи Виктор Татарский получал тысячи писем, в которых люди рассказывали о том, что связано у них с фронтовой песней: «Старшие мальчики из нашей группы уходили на фронт. Сколько их погибло. Дорогие мальчики. Не дожили, не долюбили, спасая мир от фашизма. Эта песня о них, “Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат”…», – с горечью писала в 2015 году А. Н. Звягинцева из Новосибирска.

Ей вторила в своём письме о брате-фронтовике В. К. Буберман: «И где бы Василий Петрович ни находился, что бы ни делал, любимая песня “Тёмная ночь” постоянно жила в нём. Тогда ещё не было у него ни родного дома, ни любимой, склонившейся над кроватью сына, это ожидало его после Победы, но песня так прочно легла на сердце, что стала частицей его самого». Автографы замечательных песен «Соловьи» и «Горсть земли» А. И. Фатьянова, «Тёмная ночь» В. И. Агатова, «Смуглянка» Я. З. Шведова, «Песня защитников Сталинграда» Е. А. Долматовского из фондов РГАЛИ представлены в Комплексе «Вторая мировая война в архивных документах».

Большую моральную поддержку бойцам и командирам Красной армии в годы войны оказывали фронтовые концертные бригады. Их выступления дарили минуты отдыха, позволяли хотя бы на короткое время вернуться к мирной жизни, насладиться произведениями русской классической музыки и литературы, увидеть фрагмент спектакля столичного театра или посмеяться над едкой антигитлеровской сатирой. Фронтовые концертные бригады были сформированы практически во всех учреждениях культуры по всему Советскому Союзу. С июня 1941 по май 1945 года фронтовыми бригадами было дано, по разным оценкам, от 1 миллиона 350 тысяч до полутора миллионов спектаклей и концертов с участием порядка 42 тысяч артистов из почти четырёх тысяч бригад.

В фонде Центрального комитета профессионального союза работников искусств (ЦК Рабис) в ГАРФ сохранились многочисленные фотографии выступлений концертных бригад артистов Туркменской и Казахской ССР, Марийской и Аджарской АССР, а также других советских республик и автономий, ведущих коллективов Москвы и Ленинграда, фронтовых театров на Черноморском флоте, Брянском, Северо-Западном, Волховском и других фронтах, на освобождённых от оккупации территориях СССР. Аналогичные документы хранятся как в фондах учреждений культуры, так и в личных фондах артистов, чтецов и музыкантов в РГАЛИ. Теперь они доступны для широкой аудитории в Комплексе «Вторая мировая война в архивных документах» на сайте Президентской библиотеки.

В соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года организаторами Комплекса оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах» выступают Федеральное архивное агентство (Росархив), Управление делами Президента Российской Федерации и Президентская библиотека.

Подготовку Комплекса осуществляют Росархив и федеральные государственные архивы при участии Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, государственных архивов Республики Беларусь и др.

Объём Комплекса на сегодняшний день составляет более 12 тысяч материалов: карт, схем, периодических печатных изданий, фотографий, кинохроники за период с января 1933 по декабрь1944 года.

Архивные документы Комплекса «Вторая мировая война в архивных документах» благодаря порталу Президентской библиотеки доступны из любой точки мира. Специально для зарубежной аудитории заголовки и аннотации к документам и тексты сопроводительных статей опубликованы также на английском языке.

Кроме оцифрованных архивных документов в Комплексе размещён перечень основных интернет-проектов, баз данных, других тематических интернет-публикаций документов, виртуальных туров по истории Второй мировой войны, разработанных государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и различными организациями.