История Академии наук в фондах Президентской библиотеки
В истории российской государственности особое место принадлежит теме зарождения и организации отечественной науки. Ее полно и ярко раскрывают оцифрованные документы, хранящиеся в фондах Президентской библиотеки. В годовщину празднования 400-летия Дома Романовых обращение к истокам создания РАН представляется уместным и актуальным. На открывшейся не так давно выставке «Для пользы всего государства» Президентская библиотека представила документы и материалы о деятельности российских «императорских» обществ и учреждений. Академия наук тоже на определенном этапе имела в названии этот высокий титул.
В фондах Президентской библиотеки накоплены книжные раритеты и документы, раскрывающие разные этапы создания и существования Академии наук. Например, труды Петра Пекарского «Наука и литература при Петре Великом» (1862) и «История Императорской академии наук в Петербурге» (т. I и II, 1870–1873). В первом сочинении обстоятельно описаны начальные шаги России по переводу и изданию ученых сочинений, открытию училищ, библиотек, снаряжению и отправке ученых экспедиций и т. п. Оно включает библиографическое описание книг, изданных при Петре Великом.
В «Истории Императорской академии наук» Пекарский рассматривает первый период истории академии (до 1767 г.) – кроме общего обзора управления и деятельности академии, он дает и биографии ее членов. Книга Пекарского, по отзыву известного русского либерала А. В. Никитенко, заключает «целую библиотеку сведений о зачатках нашего умственного движения, возникшего из реформ Петра Великого».
Замысел создания Российской академии наук, как известно, принадлежал первому российскому императору. Пример Парижской академии, беседа со многими учеными за границей, советы Лейбница и других иностранцев, сподвижников Петра I в его реформах, убедили императора в необходимости завести и в России академию наук.
Предпосылки для создания академии имелись. Денежные средства предполагалось ассигновать из государственного казначейства. Из книг, доставшихся при завоеваниях в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границей. А из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера. Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и ежедневно по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. А затем должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые со временем могли бы заступить на его место.
Как рассказывается в книге, приехавшие из-за границы ученые не застали уже в живых императора, и академия открылась только при Екатерине I, в 1724 году. Императрица оказывала ей особое покровительство: отвела помещений сверх назначенных Петром, нередко лично присутствовала на заседаниях «мудрецов». В 1735 году в университете, организованном при академии, в числе 12 других новобранцев стал обучаться Михаил Ломоносов, ставший позже одним из двух первых отечественных академиков.
С 1783 по 1796 год на посту директора Петербургской Академии наук по указу Екатерины Великой находилась Екатерина Дашкова. По ее предложению была учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала ее директором. Главным предметом Российской академии было очищение и обогащение русского языка, утверждение общего употребления слов. Трудами новой академии менялись и уточнялись правила создания российской грамматики, российского словаря, риторики и правил стихосложения. В Год русского языка, официально стартующего в Президентской библиотеке в сентябре 2013 года, фонды библиотеки пополнят книги, посвященные вкладу русистов времен Дашковой в развитие родного языка.