Александр Александрович Алябьев (1787–1851)

Александр Александрович Алябьев (1787–1851)

Биография

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в дворянской семье в г. Тобольске, где его отец служил вице-губернатором.

Александр получил хорошее домашнее образование. В 1796 году семья Алябьевых переехала в Санкт-Петербург, где отец будущего композитора получил должность в Берг-коллегии.

В столице А. А. Алябьев увлёкся музыкой и брал уроки у И. Г. Миллера, дирижёра Немецкого оркестра.

В 1801 году Александр был принят на службу унтершихтмейстером 3-го класса в Берг-коллегию. В 1804 году будущий музыкант поступил в пансион при Московском университете, где стал изучать основы композиции.

В 1810 году были изданы первые сочинения А. А. Алябьева: «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», струнный квартет и два фортепианных вальса. Эти сочинения – едва ли не самые ранние образцы русской камерной инструментальной и вокальной музыки.

В 1812 году А. А. Алябьев пошел служить добровольцем и участвовал в заграничных походах русской армии: в 1812 году – в составе Украинского казачьего полка, в 1813–1814 годах – Иркутского и Ахтырского гусарских полков. Сражался под командованием Д. В. Давыдова – основоположника стратегии партизанской войны. Участвовал во взятии Дрездена, где был ранен; в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён орденами Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». Окончив войну в чине ротмистра, А. А. Алябьев продолжил военную службу в Петербурге.

В 1823 году А. А. Алябьев вышел в отставку в чине подполковника. Жил попеременно в Москве и Петербурге, общаясь в артистических и литературных кругах. В 1820-х годах много сочинял и участвовал в концертах как пианист и певец, завоёвывая всё более широкую известность как композитор. На сценах московских и петербургских театров шли водевили «Деревенский философ», «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры невесты» с музыкой А. А. Алябьева, а в 1823 году с большим успехом состоялась постановка оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либретто П. А. Муханова и П. Н. Арапова).

В начале 1825 года полковник А. А. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве. Несмотря на то, что его вина не была доказана, композитор провёл в тюрьме почти три года, а в 1828 году был сослан в Сибирь, лишён всех прав и дворянского звания. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении приговора. Вероятно, причиной такого сурового отношения стала близость А. А. Алябьева к декабристским кругам.

В заключении композитор продолжал сочинять музыку – благодаря хлопотам друзей у него в камере было пианино. Именно в тюрьме он написал ряд знаменитых произведений, включая романс «Соловей» на стихи А. А. Дельвига (1826).

В ссылку А. А. Алябьев был отправлен в родной Тобольск. Здесь композитор организовал симфонический оркестр казачьей музыки, руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому периоду относятся его широко известные романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828), и ряд оркестровых произведений.

В 1831 году А. А. Алябьев с большим трудом добился разрешения отправиться на Кавказ, чтобы поправить здоровье. В 1832–1833 годах композитор жил на Кавказе, в 1833–1834 годах – в Оренбурге. За это время он записал много кавказских, башкирских, киргизских, туркменских и татарских народных песен и в дальнейшем использовал эти мотивы в своих произведениях.

В 1840 году композитор женился на давней возлюбленной Екатерине Андреевне, урождённой Римской-Корсаковой. Алябьевы поселились в г. Коломне под Москвой. В 1843 году им наконец разрешили вернуться в Москву, но с условием не появляться на публике и оставаться под надзором полиции. Музыкант так и не смог полностью восстановить свой социальный статус.

А. А. Алябьев продолжал писать оперы и водевили, но наибольшую известность приобрёл как мастер романса. Он создал свыше 150 романсов и песен. Композитор обращался к поэзии А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова, Н. П. Огарёва и других. Значителен вклад А. А. Алябьева в отечественную камерно-инструментальную музыку. Статус ссыльного препятствовал постановке его опер и балетов, в связи с чем большая их часть осталась незавершённой. Сюжеты для опер композитор черпал и в кельтских легендах (например, «Эдвин и Оскар»), и в драматургии У. Шекспира («Буря», «Волшебная ночь», «Виндзорские проказницы»), и в творчестве А. С. Пушкина («Кавказский пленник», «Русалка»).

Александр Александрович Алябьев скончался 22 февраля 1851 года в Москве, похоронен в Симоновском монастыре. Могила композитора не сохранилась. В 1859 году в Москве были изданы 70 вокальных пьес, остальная часть сочинений осталась ненапечатанной.