Раздел «История учебников» представляет собой введение к коллекции «Учебники по истории России» и позволяет познакомиться с биографиями авторов и составителей учебных пособий, служа таким образом своеобразным комментарием к ряду учебников. В состав раздела включены энциклопедии, исследования, научные статьи из сборников, предисловия к современным переизданиям книг, представленным в составе коллекции.
В данном разделе представлены собственно учебники, картины по истории с сопроводительными текстами, хрестоматии, предназначенные для начальной школы. Основная цель этих изданий — дать общее представление об отечественной истории, воспитать чувство патриотизма и любви к Родине.
Данный раздел включает разнообразный учебный материал для средней школы, выходивший в XIX – начале XX вв: собственно учебники и более подробные пособия, исторические атласы и картины по истории, хрестоматии.
К концу XIX – началу XX вв. в российском высшем образовании сложились прочные традиции преподавания и изучения истории Отечества. Данный раздел включает университетские курсы лекций, в том числе литографии рукописных конспектов лекций известных историков, а также работы обобщающего характера по русской истории.
В результате эмиграции в XX веке за рубежом оказалась значительная часть российских историков, которые продолжали дореволюционную историческую традицию и способствовали развитию русистики в Европе и Америке. Раздел включает учебные пособия и общие работы по истории России.
В советский период история СССР была одним из основных школьных предметов. В настоящий раздел вошли издания, которые использовались в качестве пособий для преподавания в средней школе — собственно учебники, исторические атласы, наглядные пособия.
В данный раздел вошли издания, которые использовались в качестве пособий для преподавания в высших учебных заведениях — собственно учебники и курсы лекций. В советский период история СССР была обязательной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях всех типов.
Современные школьные учебники по истории России отличает стремление авторов донести до читателей новейший научный взгляд на главные исторические события и явления. Такому замыслу отвечает использование разнообразных методических средств: выдержек из источников, изобразительного материала, схем, таблиц, заданий для самоконтроля и т.д.
Авторы современных учебников по истории России для высшей школы стремятся донести до читателей новейший научный взгляд на главные исторические события и явления. Действующие университетские курсы существенно отличаются в концептуальных подходах, демонстрируют многообразие точек зрения по отдельным сюжетам истории России.
В данном разделе представлены издания по методике преподавания истории, создававшиеся на протяжении двух веков существования в России систематического курса истории. Они позволяют проследить цели и задачи, которые ставились перед преподавателями истории, познакомиться с учебными планами и программами, основными методами обучения и воспитания.
В дореволюционных учебных заведениях значительное внимание уделялось преподаванию всеобщей истории, которая была представлена не только в рамках курса по истории, но и частично изучалась на уроках древних языков. В раздел вошли дореволюционные учебники и хрестоматии для гимназий и учебники и курсы лекций для высших учебных заведений, а также издания по всемирной истории первых лет советской власти.