Андрей Николаевич Туполев

Биография

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии в многодетной семье провинциального нотариуса. В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь. В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полёт на планере, в постройке которого участвовал. В 1916–1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918–1936 годах – член Коллегии ЦАГИ. 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней.

В 1923–1930 годах Туполев участвует в создании отечественного дирижаблестроения. Помимо расчетно-конструкторских работ, изготовления агрегатов гондол и цельнометаллического оперения дирижаблей под его руководством была составлена программа развития дирижаблестроения на 1928/29–1932/33 годы.

В эти же годы А. Н. Туполев разрабатывает глиссеры ГАНТ-1, ГАНТ-2, ГАНТ-3 и торпедные катера АНТ-4 и АНТ-5. Под маркой Ш-4 и Г-5 торпедные катера были приняты на вооружение ВМС Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Несмотря на столь широкий круг интересов и работ, основной для А. Н. Туполева оставалась авиация.

В 1922–1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году – первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году – первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925). Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности, формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев, необоснованно обвиненный во вредительстве и шпионаже, был арестован, а 28 мая 1940 года приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Андрей Николаевич возглавил коллектив таких же, как он, заключенных конструкторов – закрытое КБ НКВД, ЦКБ-29, прозванное «Туполевской шарашкой».

Здесь Туполев работал над созданием двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика, защищённого от истребителей скоростью и оборонительным вооружением, не оставляющим «мертвых» зон, с компоновкой, приспособленной к бомбометанию с пикирования. Испытания бомбардировщика, получившего наименование Ту-2, начались в 1941 году.

19 июля 1941 года А. Н. Туполев был досрочно освобожден из заключения и направлен на работу главным конструктором в Омск на авиационный завод № 166. Туполев обеспечивал крупносерийное производство Ту-2 с одновременной подготовкой нескольких целевых его модификаций. Первые Ту-2 появились на фронте в 1942 году и впоследствии были признаны лучшими фронтовыми пикирующими бомбардировщиками Второй мировой войны.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А. Н. Туполева.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941–1945 годах.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. Под его руководством было разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно.

На самолетах Туполева установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелётов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с Иваном Папаниным.

В результате эксплуатации военной турбореактивной техники А. Н. Туполев увидел возможность создания пассажирской реактивной авиации. Созданные им в 1955 году самолёты Ту-104 стали основой парка авиационной компании «Аэрофлот» на следующие 20 лет и эксплуатировались в десятках стран.

А. Н. Туполев – автор многих уникальных технических решений, таких как метод макетирования, позволяющий решать задачи пространственной компоновки на деревянных макетах, или создание целых летающих лабораторий для испытаний двигателей и других систем самолетов.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР, почётным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).

23 декабря 1972 года Андрей Туполев скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Только после смерти Сталина, в 1955 году, А. Н. Туполев был полностью реабилитирован.

Имя Андрея Туполева носят продолжатель традиций ОКБ А. Н. Туполева — ОАО «Туполев», входящее в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря. Его именем названы улицы во многих городах.

 

Литература

Кербер Л. Л. Ту – человек и самолет. [Биогр. повесть о А. Н. Туполеве]. М., 1973. 285 с.

Саукке М. Б. Неизвестный Туполев / Авиац. науч.-техн. комплекс им. А. Н. Туполева. М., 1993.  187 с.

Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества: к 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1988. 247 с.

Андрей Николаевич Туполев: жизнь и деятельность / Редкол.: А. И. Кандалов. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991.  399 с.

 

В фонде Президентской библиотеки

Приказ № 1043с наркома авиационной промышленности СССР А. И. Шахурина о назначении А. Н. Туполева главным конструктором завода № 166 / Подлинник. (РГИА). Режим доступа

https://www.prlib.ru/item/1354510

 

Использованные источники

Павлов М. Андрей Николаевич Туполев / Энциклопедия. Министерство обороны Российской Федерации. Режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12205165@cmsArticle