История и культура: Выставка «Жажда античности», посвящённая отражению памятников античного зодчества в графике и архитектурных моделях, в Санкт-Петербурге

14 ноября 2018

14 ноября 2018 года в Парадных залах Невской анфилады здания Академии художеств на Университетской набережной (Санкт-Петербург) открывается выставка «Жажда античности», посвящённая отражению памятников античного зодчества в графике и архитектурных моделях. Более двухсот произведений, размещённые в Тициановском и Екатерининском залах, созданы в XVIII-XXI веках. Ядром этого выставочного проекта стало изобразительное творчество петербургского архитектора Максима Борисовича Атаянца, впервые представленное в ретроспективе за четверть века от 1990-х годов до 2018-го. Свыше 60 графических работ художника в залах Академии органичны, как нигде, не только потому, что Атаянц является выпускником и преподавателем института имени Репина, наследующего старейшему в России учебному заведению искусств — Императорской Академии художеств, но и потому, что главная сфера его творческих интересов – памятники античной эпохи, вечная красота которых стала основой академической системы образования.

Особый раздел экспозиции составили 50 листов западноевропейского рисунка XVIII-XIX вв., пополнившие в последние годы собранную М. Б. Атаянцем солидную коллекцию графики на тему античной архитектуры.

Сопоставление работ современного художника с произведениями мастеров прошлого, захваченных когда-то тем же интересом к классическим истокам европейской архитектуры, позволяет оценить его творчество, как явление уникальное в наши дни.

Интересным тематическим дополнением выставки стали хранящиеся в музее Академии художеств акварели выпускников архитектурного класса 19 века, привезённые в XIX-начале XX вв. из пенсионерских путешествий. Многие из почти 40 рисунков и акварелей с изображением античных архитектурных произведений выполнены известными в дальнейшем русскими архитекторами М. Е. Месмахером, А.И. Кракау, А. М. Горностаевым.

Среди 200 экспонатов выставки «Жажда античности» есть множество сюжетных совпадений в работах мастеров разных времён, они представят зрителям интересную и плодотворную возможность сопоставлений.

Совместный проект Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств и  выдающегося петербургского художника и архитектора Максима Борисовича Атаянца является одним из значимых мероприятий VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.