Share content in social networks:

Fine Arts Museum of Alexander III (A. S. Pushkin State Museum of Visual Arts) opened

13 June 1912

On May 31 (June 13), 1912 in Moscow, Volkhonka, in the territory of the former Kolymazhny Dvor near Kremlin took place the grand opening ceremony of the Fine Arts Museum of the Emperor Alexander III (today A. S. Pushkin State Museum of Visual Arts).

The originator of the Museum creation in 1893 was the Honored professor of MGU, Romanian Philology Doctor and Art historian I. V. Tsvetayev. The building constructed had been directed by Moscow architect R. I. Klein. Architect G. B. Barkhin, artists I. I. Nivinsky, A. Ya. Golovin and other contributed to the interiors’ finishing – their style corresponded to the exhibits contained by the halls.

The museum was created on the basis of Fine Arts and antiquities study of Moscow University as educational and auxiliary and public repository for the moulds and copies of classical works of the world art. The original museum collection included the moulds of the outstanding works of European sculpture, unique collection of art and material culture monuments of the Ancient Egypt composed by Egyptologist V. S. Golenishchev (about 6 thousand objects), a series of originals of the West-European paintings (mostly of Holland, France and Italian schools), a precious collection of antique vases and coins.

After the revolution the Museum was no longer subordinate to the University and became an independent art museum. From 1924 to 1930 the Museum holdings were replenished with the nationalized exhibits from Moscow estates, with former collections of G. A. Brokar, D. I. Shchukin, with the objects from the abolished I. S. Ostroukhov Icon Painting Museum. Historical Museum, Museums of Kremlin, Tretyakov Gallery gave over the works of the West-European art being secondary for them.

Museum’s holdings were greatly enriched by the materials of archaeological excavations of antique cities of the Northern regions near the Black Sea. The decisive meaning for paining gallery formation had the acquisitions from the State Hermitage which provided the works of the greatest European painters, such as Boticelli, Rembrandt, Van Dake, Rubens, Poussin, Murilio, Kanaletto.

In 1932 the Fine Arts Museum was renamed into the State Museum of Visual Arts and in 1937 it was attributed the name of A. S. Pushkin.

At the present the complex of Museum’s buildings consists of the Main building, Museum of personal collections, Art Gallery of European and American countries of 19-20th centuries, Youth Center ‘Musseion’. As the Museum branches are also considered I. V. Tsvetayev Educational Museum and Svyatoslav Richter Memorial apartment.

The Museum holdings number over 560 000 works of painting and sculpture, graphical works, works of applied art, monuments of archaeology and numismatics, artistic photography. The manuscript fund contains the documents on the Museum history, scientific and epistolary heritage of its founder, of other museum workers, eminent art critics, the archives of some museums the collections of which had been acquired by the State Museum of Fine Arts.

In 1991 A. S. Pushkin State Museum of Fine Arts, one of the largest and most significant Russian museum of the European and world art, was put on the State code of the most valuable objects of the cultural heritage of the Russian Federation peoples.

Lit.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, М., 1961; Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. М., 1982; 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Сб. статей. М., 1962.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: сайт. 2009-2014. URL: http://www.arts-museum.ru/.

From the Presidential library materials:

Положение о Комитете для устройства при Московском университете Музея изящных искусств им. имп. Александра III и заведывания им. М., 1896;

The list of properties of historical and cultural heritage of the federal (all-Russian) significance approved // On this day. 20 February 1995.

Поделиться материалом в соцсетях:

Открылся Музей изящных искусств Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

13 июня 1912

31 мая (13 июня) 1912 г. в Москве на Волхонке на территории бывшего Колымажного двора вблизи Кремля в торжественной обстановке состоялось открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Инициатором создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Строительством здания руководил московский архитектор Р. И. Клейн. В отделке интерьеров, стиль которых соответствовал размещённым в залах экспонатам, участвовали архитектор Г. Б. Бархин, художники И. И. Нивинский, А. Я. Головин и др.

Музей был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. В первоначальную коллекцию Музея входили слепки с выдающихся произведений европейской скульптуры, уникальное собрание памятников искусства и материальной культуры Древнего Египта составленное египтологом В. С. Голенищевым (около 6 тыс. предметов), ряд подлинников западноевропейской живописи (преимущественно голландской, французской и итальянской школ), ценное собрание античных ваз и монет.

После революции музей был выведен из подчинения университету и из учебно-вспомогательного превратился в самостоятельный художественный музей. С 1924 по 1930 гг. собрание Музея пополнилось за счёт экспонатов из национализированных московских усадеб, из бывших собраний Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, ликвидированного Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова; из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи передавались непрофильные для них произведения западноевропейского искусства.

Значительно обогатили коллекцию Музея изящных искусств также материалы археологических раскопок античных городов Северного Причерноморья. Решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа, откуда были переданы работы крупнейших европейских живописцев — Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто.

В 1932 г. Музей изящных искусств был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, в 1937 г. ему было присвоено имя А. С. Пушкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина).

В настоящее время в комплекс зданий ГМИИ им. А. С. Пушкина входят Главное здание, Музей личных коллекций, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв., Детский центр «Мусейон». На правах отделов ГМИИ существуют также Учебный музей имени И. В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Собрание музея насчитывает свыше 560 тыс. произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

В 1991 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства, был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Лит.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, М., 1961; Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. М., 1982; 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Сб. статей. М., 1962.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: сайт. 2009-2014. URL: http://www.arts-museum.ru/.

См. также в Президентской библиотеке:

Положение о Комитете для устройства при Московском университете Музея изящных искусств им. имп. Александра III и заведывания им. М., 1896;

Утверждён Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения // День в истории. 20 февраля 1995 г.