Основан город-герой Мурманск

4 октября 1916

21 сентября (4 октября) 1916 г. был основан город Романов-на-Мурмане, впоследствии получивший современное название — Мурманск.

Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились ещё в последней трети XIX в., однако решающим толчком стала Первая мировая война. Прекращение работы всех российских балтийских портов, закрытие Турцией черноморских проливов крайне осложнили связь России с союзниками по Антанте, а замерзающий на зиму архангельский порт не удовлетворял резко возросшим потребностям грузоперевозок. Возникла срочная необходимость в устройстве новой гавани на незамерзающем берегу Кольского полуострова, и в начале 1915 г. началось активное строительство железной дороги от Петрозаводска, в конечной точке которой на берегу Кольского залива выросли несколько посёлков. Новый транспортный путь был построен в короткие сроки, и уже летом 1916 г. министр путей сообщения А. Ф. Трепов представил всеподданнейший доклад об устройстве нового города.

21 сентября (4 октября) 1916 г. состоялась торжественная закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая Чудотворца Мирликийского, символизировавшая основание нового города. На церемонии присутствовали морской министр России И. К. Григорович, А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков и другие высокопоставленные лица. Город был назван в честь Николая II — Романов-на-Мурмане — и стал последним городом, основанным в Российской империи. В апреле 1917 г. он получил современное название — Мурманск.

После Октябрьской революции в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе с большевиками. Но уже в марте 1918 г. с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант, что стало началом интервенции. В 1919 г. власть в городе перешла к белогвардейцам; Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала А. В. Колчака. Осенью 1919 г. войска Антанты эвакуировались из Мурманска, а в феврале 1920 г. в городе утвердилась Советская власть.

Со второй половины 1920-х гг. Мурманск стал быстро развиваться как стратегический крупный порт, транзит через который не зависел от отношений с соседними странами. С 1933 г. город являлся одной из баз снабжения и судоремонта для вновь созданного Северного флота.

В 1920-1930-е гг., в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 г. Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 г. — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 г. — Мурманской области.

Важнейшей страницей в истории Мурманска стала Великая Отечественная война. Германским командованием захват города и порта, через который шли грузы из стран-союзниц, рассматривался как важнейшая стратегическая цель. По расчётам противника, Мурманск должен был быть взят за несколько суток. 29 июня 1941 г. началось осуществление операции «Полярная лиса» — наступление германо-финских войск, включавших в себя отборные горнострелковые части, на мурманском направлении. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на р. Западная Лица, где противник был остановлен 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. В сентябре 1941 г. противник предпринял второе генеральное наступление на Мурманск, однако вновь был отброшен. После срыва планов по прямому захвату города, вражеская авиация и артиллерия приступили к его планомерной бомбардировке. В общей сложности за годы войны немцами было совершено 792 налёта на Мурманск и сброшено ок. 185 тыс. бомб. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти городских построек, однако мурманский порт ни на минуту не прекращал свою работу.

Оборона Советского Заполярья продолжалась более трёх лет. 7 октября 1944 г. советские войска начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, и угроза Мурманску была снята.

К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью сожжён. В ноябре 1945 г. по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. За послевоенные десятилетия город превратился в важнейший на Севере страны транспортный, промышленный и военно-стратегический центр. Значительное расширение территории и резко возросшая численность населения превратила Мурманск в крупнейший город в мире, расположенный за Полярным кругом.

В 1971 г. город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1982 г. — орденом Отечественной войны I степени. В 1985 г. за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне Мурманску было присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В настоящее время Мурманск по-прежнему остаётся крупнейшим экономическим, культурным и промышленным центром европейского Севера России.

Лит.: Дмитриев Н. А. Мурманская область в послевоенные годы. Мурманск, 1959; Киселев А. А. «Город мой широкоплечий…»: Истор. очерк к 80-летию Мурманска. Мурманск, 1996; Он же. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах. Мурманск, 2002; Он же. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск, 1977; Смирнов С. А. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск, 1959.

См. также в Президентской библиотеке:

Огородников Е. К. Мурманский и Терский берега: по Книге большого чертежа. СПб., 1869;

От Астрахани до Мурманска, 1928-1933 гг.: Фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова. СПб., 2010;

Подгаецкий Л. И. Мурманский берег: его природа, промыслы и значение. СПб., 1890;

Сиденснер А. К. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года, контр-адмиралом Сиденснером. СПб., 1897;

Устав (Основной Закон) Мурманской области: принят Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года. Мурманск, 1997.