Поделиться материалом в соцсетях:

Подписан устав Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба

7 октября 1846

25 сентября (7 октября) 1846 г. Николаем I был подписан устав Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба — первого официального яхт-клуба России.

История парусного спорта в России восходит ко времени Петра I, когда в апреле 1718 г. императором был основан в Санкт-Петербурге «Невский потешный флот». Специальным указом царь повелел не только своим адмиралам, корабельным мастерам и врачам, но и сановникам, архиереям и даже монахам «которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами». Для этого он раздал им «в вечное и потомственное владение» 141 судно, запретив использовать эти суда для перевозки и каких-либо иных надобностей, «ибо сии суды даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги». Одновременно на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, была создана Партикулярная верфь по строительству небольших спортивных и разъездных судов для «…красоты царствующего града, так и для увеселения своего народа, наипаче же для лучшего обучения».

После смерти Петра I «Невский потешный флот» прекратил свое существование и только в 40-е гг. XIX в., в царствование Николая I, был официально зарегистрирован первый Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб.

Для руководства этим учреждением был образован специальный комитет в составе князя А. Я. Лобанова-Ростовского, контр-адмирала М. А. Путятина, И. А. Рибопьера, графа И. А. Шувалова, князя Б. Д. Голицына и графа Ф. К. Апраксина. В числе почётных членов состояли адмиралы Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев — первооткрыватели Антарктиды, а также адмирал Ф. П. Литке — исследователь Северного Ледовитого океана, инициатор создания Русского Географического общества и его вице-председатель.

Первый параграф устава Общества гласил, что яхт-клубу присваивалось наименование Императорского. Соответственно на утверждённом рисунке его флага (белого с синим крестом) появилось изображение императорской короны. Уставом также определялось, что членами яхт-клуба могли быть только дворяне, владеющие «морским парусным судном не менее, как в 20 т, и которое не имело торгового назначения».

В списке членов яхт-клуба значилось поначалу всего 19 человек, владевших пятью яхтами. В основном это были представители военной элиты, придворные чины, представители дипломатических служб иностранных государств.

8 (20) июля 1847 г. члены нового яхт-клуба провели первую в России парусную гонку, в которой участвовало семь яхт. Победителем стал тендер «Варяг».

Поскольку яхты клуба приравнивались к военным судам с правом несения в дальнем плавании Андреевского флага, постоянные команды их чаще всего комплектовались флотскими офицерами и матросами гвардейских экипажей, реже наёмными моряками.

Активная деятельность членов Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба продолжалась лишь около 12 лет, причинами тому послужили Крымская война и потеря интереса к парусному спорту (всё чаще члены яхт-клуба приобретали не яхты, а более комфортабельные паровые суда). Последнюю свою парусную гонку яхт-клуб провёл в 1859 г.

В 1860 г. был официально учреждён первый общедоступный всесословный Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, с большим числом членов, но с яхтами меньших размеров.

До 1917 г. в России действовало около 70 спортивных объединений, практикующих парусный, гребной и другие виды спорта.

Лит.: Ларионов А. Л. Из истории императорских яхт российского флота // Гангут. 2000. № 22-24; Леонтьев Е. П. Школа яхтенного рулевого. М., 1974; Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб // Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов. М., 2005.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1847. Т. 21, отд-ние 2: 1846. № 20466. С. 311.