Share content in social networks:

Birth of Mikhail N. Muravyov-Vilensky, eminent Russian statesman and military leader

12 October 1796

1 (12) October 1796 was born Mikhail Muravyov-Vilensky, Count, Russian statesman, General of Infantry.

The family of Muravyov became known in the 18th century and gave the country a galaxy of prominent public, government, and military leaders. Mikhail’s father, Nicholas, was a general, a veteran of the Napoleonic wars; his brothers were a Decembrist Alexander, a military and statesman Nicholas (who later was granted an honorary prefix "Karsky" to the family name) and an Orthodox spiritual writer and historian Andrew.

Mikhail was educated at home and in 1809 entered the Physics and Mathematics Faculty of the Moscow University. Muravyov showed a brilliant success in studies and at age of 14 founded the Moscow Mathematical Society, where he delivered free public lectures on some subjects. Within the "Society" were trained the guides of columns - future officers of the General Staff. Despite his young age, Muravyov, who had already begun his military service, was appointed examiner to the General Staff. In early 1812, he was promoted to the rank of ensign of the retinue of His Imperial Majesty, and in the spring of that year he was assigned to the Chief of Staff of the Western Army, Count L. L. Beningsen. At the age of almost 16, he participated in the fighting of the Patriotic War that had just begun. During the Battle of Borodino, Muravyov, being in the battery of Rayevsky, was seriously wounded and had been treated for a long time in the rear.

In early 1813, he was again sent to the regular army and took part in the famous Battle of Dresden. After the foreign campaigns of the Russian Army, Muravyov returned to Russia and was engaged in training the officers for the General Staff. At that time he became close friends with the future Decembrists and was a member of a number of secret societies - "The Holy Artel", "The Union of Salvation" and "The Union of Welfare." After the protest actions of the Semenov Life Guards in 1820, he quitted his revolutionary activities. In the end of 1820, Muravyov, by then promoted to lieutenant colonel, retired for health reasons and moved to his estate in the province of Smolensk. In early 1826 he was arrested due the case of the Decembrists and imprisoned in the Peter and Paul Fortress, but in June of that year was released and soon again enlisted in the service.

In the summer of 1827 Muravyov was appointed vice-governor of Vitebsk, and a year later became the governor of the Mogilev Province. In this position, Michael pursued an active policy of Russification of Belarusian lands; on his initiative the Lithuanian legislation was replaced with the all-Russian one in the province, and the Russian language was introduced for the paperwork instead of the Polish. Muravyov was governing Mogilev when the Polish uprising of 1830-1831 began. However, taking efficient measures he had not let it spread over the province entrusted to him. In 1831 he was appointed governor of Grodno. In this role, Muravyov had earned the reputation of a fighter against sedition, extremely hard and rough administrator. As a result of Muravyov’s relentless struggle with the Polish gentry, there were numerous conspiracies and denunciations against him. Thus, in 1835 he was transferred to the post of military governor of Kursk.

In the summer of 1842 Muravyov became a senator and a privy councilor, and was appointed to the post of the head of the Land Survey School. In 1849 he was promoted to lieutenant-general, and in 1850 he became a member of the State Council. Under Alexander II the career of Mikhail Nikolayevich thrived rapidly: in 1856 he was promoted to General of Infantry and was appointed Chairman of the Department of principalities, and a year later - the Minister of State Property.

In early 1863, in the western regions of the Russian Empire broke a new Polish rebellion, and in May of that year, Muravyov was appointed governor-general with extraordinary powers of seven provinces at once: Vilna, Kovno, August, Vitebsk, Minsk, Mogilev and Grodno. By the spring of 1864, the suppression of the Polish in the region was completed. During his governing, Muravyov pursued a policy of radical Russification of western regions. For his determination and steadfastness in the suppression of the rebellion, the liberal community called him a "Hangman."

In April 1865 M. N. Muravyov was dismissed from his post at his own request and received the title of Count and an honorary prefix to the name - Vilensky.

In April 1866 he was appointed chairman of the commission for the case of the attempt of D. V. Karakozov on the life of the emperor, but failing health had not allowed him to bring the investigation to the end.

Mikhail Muravyov-Vilensky died August 31 (September 12), 1866 at the age of 69. He was buried in the cemetery of the Lazarev, Alexander Nevsky Lavra.

Lit.: Имеретинский Н. К. Воспоминания о графе М. Н. Муравьёве // Исторический вестник, 1892. Т. 50. № 12; Кропотов Д. А.Жизнь графа М. Н. Муравьёва в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. СПб., 1874; Муравьёв-Виленский М. Н. «Готов собою жертвовать…» М., 2009; Розанов В. В. Был ли жесток М. Н. Муравьёв-Виленский? // Русское слово, 24 сентября 1896 г. № 257; Сорокин Р. М. Н. Муравьёв в Литве. 1831 г. // Русская старина, 1873. Т. 8. № 7.

From the Presidential library materials:

Ананьев С. В. М. Н. Муравьев-Виленский: политическая биография. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2007;

Кропотов Д. А. Жизнь графа М. Н. Муравьева, в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. СПб., 1874;

Миловидов А. И. Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве. Вильна, 1901.

Родился видный российский государственный и военный деятель Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский

12 октября 1796

1 (12) октября 1796 г. родился Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский, граф, российский государственный деятель, генерал от инфантерии.

Род Муравьёвых стал известен в XVIII в. и дал стране целую плеяду видных общественных, государственных и военных деятелей. Отцом Михаила Николаевича был генерал, участник наполеоновских войн Николай Николаевич, братьями — декабрист Александр, военный и государственный деятель Николай (позже получивший почётную приставку к фамилии «Карский») и православный духовный писатель и историк Андрей.

Михаил Николаевич получил хорошее домашнее воспитание и в 1809 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета. Муравьёв показывал блестящие успехи в учебе и в возрасте 14 лет основал Московское математическое общество, в котором читал бесплатные публичные лекции по некоторым дисциплинам. Деятельность «Общества» получила прикладную направленность по подготовке колонновожатых — будущих офицеров Генерального штаба. Несмотря на юный возраст, Муравьёв, вступивший к этому времени в действительную военную службу, был назначен экзаменатором при Генеральном штабе. В начале 1812 г. он был произведён в прапорщики свиты Его императорского величества, а весной того же года был прикомандирован к начальнику штаба Западной армии графу Л. Л. Бенингсену. В возрасте неполных 16 лет он участвовал в боевых действиях начавшейся Отечественной войны. Находясь во время Бородинской битвы на батарее Раевского, Муравьёв был тяжело ранен и долгое время лечился в тылу.

В начале 1813 г. он был вновь отправлен в действующую армию и принял участие в знаменитой битве под Дрезденом. После заграничных походов русской армии Муравьёв возвратился в Россию и занимался преподавательской деятельностью в школе колонновожатых. К этому времени относится его сближение с будущими декабристами и участие в ряде тайных обществ — «Священной артели», «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия». После выступления в 1820 г. лейб-гвардии Семёновского полка он оставил революционную деятельность. В конце 1820 г. Муравьёв, произведённый к тому времени в подполковники, вышел в отставку по состоянию здоровья и поселился в своём имении в Смоленской губернии. В начале 1826 г. он был арестован по делу декабристов и заключён в Петропавловскую крепость, однако в июне того же года был освобождён и вскоре вновь зачислен на службу.

Летом 1827 г. Муравьёв был назначен витебским вице-губернатором, а спустя год стал губернатором Могилёвской губернии. На этом посту Михаил Николаевич проводил активную политику по русификации белорусских земель; по его инициативе в губернии вместо прежнего литовского законодательства было распространено общероссийское, а в делопроизводстве был введён русский язык вместо польского. Деятельность Муравьёва в Могилёве пришлась на время польского мятежа 1830-1831 гг., однако благодаря энергичным мерам он не допустил его распространения на вверенную ему губернию. В 1831 г. он был назначен гродненским губернатором. На этом посту Муравьёв снискал репутацию истребителя крамолы, чрезвычайно жёсткого и грубого администратора. Результатом беспощадной борьбы Муравьёва против польской шляхты стали многочисленные заговоры и доносы против него, в результате которых в 1835 г. он был перемещён на должность курского военного губернатора.

Летом 1842 г. Муравьёв стал сенатором и тайным советником, и был назначен на должность управляющего Межевым корпусом, в 1849 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а в 1850 г. он стал членом Государственного совета. При императоре Александре II карьера Михаила Николаевича стремительно пошла в гору: в 1856 г. он был произведён в генералы от инфантерии и назначен председателем Департамента уделов, а спустя год — министром государственных имуществ.

В начале 1863 г. в западных областях Российской империи вспыхнул новый польский мятеж, и в мае того же года Муравьёв был назначен генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями сразу семи губерний — Виленской, Ковенской, Августовской, Витебской, Минской, Могилёвской и Гродненской. К весне 1864 г. усмирение края было завершено. В годы своего правления он проводил политику радикальной русификации западных областей, а за решительность и непреклонность в подавлении мятежа либеральной общественностью был прозван «Вешателем».

В апреле 1865 г. М. Н. Муравьёв был уволен с занимаемых должностей по собственному желанию и получил титул графа и почётную приставку к фамилии — Виленский.

В апреле 1866 г. он был назначен председателем комиссии по делу о покушении Д. В. Каракозова на императора, однако пошатнувшееся здоровье не позволило ему довести расследование до конца.

Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский скончался 31 августа (12 сентября) 1866 г. в возрасте 69 лет и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Лит.: Имеретинский Н. К. Воспоминания о графе М. Н. Муравьёве // Исторический вестник, 1892. Т. 50. № 12; Кропотов Д. А.Жизнь графа М. Н. Муравьёва в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. СПб., 1874; Муравьёв-Виленский М. Н. «Готов собою жертвовать…» М., 2009; Розанов В. В. Был ли жесток М. Н. Муравьёв-Виленский? // Русское слово, 24 сентября 1896 г. № 257; Сорокин Р. М. Н. Муравьёв в Литве. 1831 г. // Русская старина, 1873. Т. 8. № 7.

См. также в Президентской библиотеке:

Ананьев С. В. М. Н. Муравьев-Виленский: политическая биография. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2007;

Кропотов Д. А. Жизнь графа М. Н. Муравьева, в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. СПб., 1874;

Миловидов А. И. Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве. Вильна, 1901.