Поделиться материалом в соцсетях:

Учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями, основан Корпус инженеров путей сообщения и институт при нём

2 декабря 1809

20 ноября (2 декабря) 1809 г. указом Александра I было учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями и основан Корпус инженеров путей сообщения и институт при нём.

В 1798 г. император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 г. расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями.

При главном директоре Управления была учреждена экспедиция, подразделявшаяся на 3 разряда: водяных сообщений, сухопутных сообщений и торговых портов. Данное ведомство представляло собой единый орган государственного управления всеми видами имевшегося тогда транспорта: речного, морского и сухопутного. В его функции входило улучшение водных коммуникаций (строительство каналов) и прокладка шоссейных дорог (трактов).

Управление не раз преобразовывалось и меняло название: в 1833 г. оно именовалось Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а в 1865 г. было преобразовано в Министерство путей сообщения. Министерство состояло из 4 департаментов: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог, ревизий и отчётов. В таком виде Министерство путей сообщения просуществовало до 1918 г., когда все государственные учреждения императорской России были ликвидированы.

На основании того же Манифеста от 20 ноября (2 декабря) 1809 г. на базе Управления водяными и сухопутными сообщениями были учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения — одно из первых высших технических учебных заведений России.

Корпус был создан для строительства и ремонта разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения на огромных территориях России; целью создания Института была подготовка инженерных специалистов для этого Корпуса. Первым ректором (инспектором) учебного заведения был выдающийся инженер-механик, строитель и педагог, генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур.

Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырёхлетним сроком обучения. Хотя воспитанники и имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нём не преподавали. В декабре 1823 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов с восьмилетним сроком обучения. В учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений и чин поручика (по первому разряду) или подпоручика (по второму разряду). В 1864 г. в соответствии с новым Положением об Институте он вновь был объявлен гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.

В 30-е гг. XIX в. в связи с сооружением в России первой железной дороги (1837) в учебные программы курса строительного искусства были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог. Уже к середине XIX в. Институт стал одним из крупнейших высших учебных заведений России. В его стенах создавались основы транспортной науки, складывалась система русского инженерно-строительного образования.

В Институте преподавали профессора: Я. А. Севастьянов, М. С. Волков, И. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, Н. И. Липин, Д. И. Журавский и многие другие.

До 1918 г. Институт выпускал инженеров путей сообщения широкого профиля без разделения на специализации. В 1918 г. на четвёртом курсе были созданы три специальности: водная, сухопутная и воздушная, а в 1919 г. организованы соответствующие факультеты.

В 1930 г. по решению Правительства на базе четырёх факультетов ЛИИПСа (так с 1924 г. назывался Институт инженеров путей сообщения) были созданы четыре самостоятельных вуза: Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, 1930); Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ, 1930); Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ, 1931); Военно-транспортная академия (ВТА, 1932).

Так как после такой реорганизации ЛИИПС стал готовить специалистов в основном для железнодорожного транспорта, в этом же году он был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а в 1993 г. получил статус университета и стал называться Петербургским государственным университетом путей сообщения.

Лит.: Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Главное здание — Петербургский государственный университет путей сообщения [Электронный ресурс] // Citywalls.RU. 2007-2019. URLhttp://www.citywalls.ru/house2172.html; История университета до 1917 г. [Электронный ресурс] // Петербургский государственный университет путей сообщения. 2019. URLhttps://www.pgups.ru/university/the-university-today/history/.

См. также в Президентской библиотеке:

Герсеванов М. Н. Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I с 1 июня 1898 по 1-е июня 1899 года. СПб., 1900;

Жаринцов Д. Ф. О сооружении Порта императора Александра III в Либаве: Публичные лекции, читанные в Кронштадтском морском собрании, в зале Морского музея и в Институте инженеров путей сообщения инспектором Морской строительной части Д. Жаринцовым. СПб., 1895;

Житков С. М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период, 1798-1898. СПб., 1900;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1867 год. СПб., 1868;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1873 год. СПб., 1874;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1874 г. СПб., 1875;

Отчет о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1877 г. СПб., 1878;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1879 г. СПб., 1880;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1884 г. СПб., 1885;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первую половину 1890 г. и за учебный год 1890-1891. СПб., 1891;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I за 1891-1892 учебный год: (с 1-го июня 1891 г. по 1 июня 1892 г.). СПб., 1892;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I с 1-го июня 1893 года по 1-е июня 1894 года. СПб., 1895;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I с 1-го июня 1894 года по 1-е июня 1895 года. СПб., 1896;

Отчёт о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I с 1 июля 1902 по 1-е июля 1903 года. СПб., 1904;

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 30 (1808-1809). № 23996. С. 1305;

Проект представления Штаба Корпуса горных инженеров об учреждении в Пекине Магнитной и метеорологической обсерватории с приложением проекта штатного расписания. 1862;

Пути сообщения // Территория России: коллекция.