Поделиться материалом в соцсетях:

Анна Ахматова: «Я научила женщин говорить…»

23 июня 2020

«Лирика Ахматовой, положившая начало, условно говоря, жанру женского лирического дневника («книга женской души» – Николай Скатов), вызвала не только ряд подражательниц-поэтесс («Я научила женщин говорить…»), но и вдохновила на осмысление современниками и в дальнейшем критиками советского и постсоветского периода её новой художественной манеры, стиля, миропонимания. Масштабность и знаменательность творческой фигуры Ахматовой была очевидна с момента её появления на литературной арене», – пишет Жанна Колчина в автореферате «Художественный мир А. А. Ахматовой. Мифопоэтика. жизнетворчество. Культура.» (2007), электронная копия которого представлена на портале Президентской библиотеки.

23 июня 2020 года исполняется 131 год со дня рождения Анны Ахматовой (1889–1966) – великой русской поэтессы Серебряного века, переводчицы и литературоведа, автора произведений «Реквием» и «Поэма без героя», передавших весь драматизм периода сталинских репрессий.

Анна Ахматова родилась в Одессе в семье дворянина, инженера-механика флота в отставке Андрея Горенко. В одной своей черновой записи будущая поэтесса записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал…». Её первые рифмы, так же, как и первые успехи в освоении французского языка, были отмечены близкими, когда Ане было всего пять… Впоследствии отец, узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, попросил не срамить его имени. И тогда поэтесса в качестве литературного псевдонима взяла себе девичью фамилию прабабушки – Ахматова.

Прекрасное образование Анна получила в Мариинской женской гимназии в Царском Селе, где на одном из литературных вечеров она познакомилась со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилёвым.

Первая книга Ахматовой «Вечер» вышла в 1912 году. В 1914 году был опубликован второй ее сборник «Чётки», именно он принёс Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года вышла в свет книга стихов «Белая стая» – и в петербургских кругах заговорили об этом как о крупном литературном событии.

«Акмеизм, к которому принадлежала „ранняя“ Ахматова, противопоставлял себя поэтике символизма в смысле приоритета реального бытия над „запредельным“, „неведомым“, „мифическим“», – замечает Жанна Колчина в автореферате «Художественный мир А. А. Ахматовой». Всё предельно «заземлено» в лирике Ахматовой. Об этом же пишет Наталья Кудрина в автореферате «Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой» (2008): «Фразеология в творчестве Ахматовой носит ярко выраженный предметный характер, что определяется особенностями мировоззрения поэтессы, её стремлением воспроизвести всё многообразие предметов и явлений реальной действительности, отразить „вещность“ мира и его органическую целостность». В поэме «У самого моря» (Анна проводила лето под Севастополем) поэтесса фиксирует состояние молодой женщины: «Бухты изрезали низкий берег, / Все паруса убежали в море. / А я сушила солёную косу / За версту от земли на плоском камне. / Ко мне приплывала зелёная рыба, / Ко мне прилетала белая чайка, / А я была дерзкой, злой и весёлой / И вовсе не знала, что это – счастье. / В песок зарывала жёлтое платье, / Чтоб ветер не сдул, не унёс бродяга…».

Недолгим, однако, было это состояние гармонии с окружающим миром. Его разрушили вихри социальных потрясений. Однако твёрдая вера в свой народ и личное мужество в революционные дни 1917 года не позволили Ахматовой покинуть родину. Поэтесса отказалась быть с теми, кто уговаривал её эмигрировать: «Мне голос был. Он звал утешно, / Он говорил: „Иди сюда, / Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда“».

Анна Ахматова пережила две мировые войны, революцию и репрессии в отношении самых близких людей. Первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян по постановлению Петроградской ГубЧК, третий муж, известный искусствовед Николай Пунин, скончался в лагере.

Был арестован и сын Ахматовой – Лев Гумилёв. В течение многих лет, которые он провёл в лагерях (был реабилитирован только в 1956 году), Анна Андреевна не оставляла попыток вызволить его. Она даже написала в угоду властям цикл «Слава миру». Но это не помогло.

Однажды в тюремной очереди узнавшая её женщина спросила, может ли поэтесса описать это. После чего Ахматова вернулась к начатой в 1934 году поэме «Реквием»: «…Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был».

Неудивительно, что на фоне подобных реалий исследователь Любовь Яковлева в автореферате «Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой» (2014) цитирует коллегу Любови Кихней: «В творчестве Ахматовой апокалипсические мотивы образуют сложный типологический ряд… Этот интерес к проблеме конца истории нарастал по мере усугубления кризисных явлений в российском, а потом и советском обществе, выйдя на пик ко времени Большого террора».

Об этом же пишет Наталья Кудрина в автореферате «Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой» (2008): «Творчество поэтессы, которая создала уникальную лирическую систему [Кихней 1997], выходит далеко за рамки культуры серебряного века. Её стихи выражают внутренний мир человека – современника поэтессы, в них отражена трагическая история России и её народа».

Так, скажем, в блокаду Ахматова шила мешки для песка – ими обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этом знали немногие. Но зато по всем фронтам передавали из рук в руки её стихотворение «Мужество»: «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, / Не горько остаться без крова, / И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово».

Творчество Анны Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. Её стихи переводились на многие языки. В 1964 году Анна Андреевна получила итальянскую и международную литературную премию «Этна-Таормина» – за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника её избранных произведений. В 1965 году поэтесса стала обладателем почётной степени доктора литературы Оксфордского университета. Дважды, в 1965 и 1966 годах, кандидатура Ахматовой рассматривалась на получение Нобелевской премии.

Анну Ахматову зачастую называют лириком. Поэтесса по мере столкновения с жизнью становилась лириком особого, трагедийного письма, не случайно её поэмы так часто звучали со сцены лучших театров в исполнении великих актрис. Вспомним: «Я научила женщин говорить…».

Ахматову читают и перечитывают всю жизнь в стремлении разобраться в её личных драмах и противоречиях, столкновениях с властью, в её творческих взлётах и грехах, хотя, как мудро заметил Ярослав Смеляков, «было их не так уж много: одни поэмы да стихи».

Жизнь поэтессы оборвалась 5 марта 1966 года в санатории в Домодедово.

Похоронена Анна Ахматова в посёлке Комарово под Санкт-Петербургом.