«Начертание» пути морской державы. Президентская библиотека о кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна

7 августа 2022

7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года началось первое русское кругосветное плавание на шлюпах «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Материалы об этом путешествии под общим руководством Крузештерна можно найти на портале Президентской библиотеки в специальном разделе масштабной коллекции «Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века». Это и уникальные документы по проведению экспедиции, и труды её участников, и исследования – как того времени, так и наших дней.

Особый интерес представляет книга капитана в отставке, писателя Владимира Ергера «Верь в надежду» (2012). Это живо и эмоционально представленный обзор всех перипетий подготовки к путешествию, сложных организационных вопросов, итогов и результатов экспедиции, её значения для России.

Автор излагает предысторию морского похода. Потомок шведского дворянского рода, выпускник Морского кадетского корпуса капитан-лейтенант Иван Крузенштерн, в 1798 году оказавшись в китайском Кантоне, имел возможность подробно изучить работу крупного торгового порта. Там были суда под самыми разными флагами. Не было только флага российского.

Крузенштерн размышлял: почему Россия не использует свой флот, а доставляет товары долгим, дорогим и рискованным сухим путём? Почему за 100 лет существования российского регулярного флота русские моряки не плавали дальше европейских вод?

Безусловно, попытки организовать русское кругосветное плавание предпринимались, но оказывались безуспешными. Их целями были закрепление приоритета России на владения новыми землями и оборона своих рубежей.

По замыслу Крузенштерна, еще одной главной задачей кругосветной экспедиции должно было стать развитие морской торговли. Крузенштерн понимал, что Мировой океан уже давно освоен мореплавателями других стран. И у него была одна цель – сделать Россию одной из мировых морских держав.

Свой проект путешествия вокруг света Крузенштерн составил на 26 листах, заполненных с двух сторон, назвав документ «Начертание». Предлагалось организовать торговлю в Ост-Индии и Китае морским путём посредством российских судов с посещением восточного побережья России для сбора мехов и прочих товаров. Это можно было осуществить в ходе морского кругосветного плавания. Крузенштерн многократно направлял «Начертание» в различные ведомства высокопоставленным чиновникам, но получал отказы в осуществлении своего проекта.

Шли годы, и в 1802 году министром коммерции был назначен Николай Румянцев, считавший, что Россия должна искать побед не в войнах, а на поприще торговли, промышленности и науки. Идеи Крузенштерна согласовывались с планами Румянцева. Это и предопределило судьбу самого проекта и его создателя.

В июле 1802 года министр морских сил адмирал Николай Мордвинов согласился с предложением по организации первого русского кругосветного плавания. Через месяц Крузенштерн официально был назначен руководителем отряда кораблей, выделенных для осуществления экспедиции. Собственно, кораблей ещё не было, и для их покупки в Англию отправили капитана 1 ранга Юрия Лисянского, который и привёл в Петербург два малых фрегата, впоследствии названных «Надежда» и «Нева». Не дожидаясь прибытия судов, Крузенштерн стал собирать экипажи и готовить их к тяжёлому морскому походу.

В ходе экспедиции, помимо выполнения коммерческой задачи – установления коммуникаций между западом и востоком России и с другими странами, впервые в истории предполагалось вывести русские корабли в Мировой океан, совершив кругосветное путешествие. Кроме того, надо было решить, какие именно суда нужны России для плавания в океане, а также провести большое число экспериментальных наблюдений, которые должны были стать основой для развития отечественных наук: астрономии, естествознании, гидрографии, биологии, этнографии и т. д. И все эти серьёзные и непростые задачи первая русская кругосветная экспедиция под командованием Ивана Крузенштерна успешно выполнила – вывела русский флот в Мировой океан, положила начало созданию русского регулярного коммерческого флота и системного научного изучения Мирового океана.

Автор книги «Верь в надежду» Владимир Ергер, будучи сам морским офицером, удивляется, «как в начале XIX века эти отважные люди на утлых судёнышках осмеливались вообще выходить в океан, ставить перед собой амбициозные цели и добиваться их выполнения», и считает, что подвиг Ивана Крузенштерна «по дерзновенности своего проекта кругосветного плавания и его выполнения в XIX веке можно поставить на одну ступень с подвигом первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина в XX веке».