«…Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии»

1 июня 2014

К 210-летию Михаила Ивановича Глинки Президентская библиотека предлагает ознакомиться на своём портале с редкими изданиями о жизни и творчестве великого русского композитора, место которого в отечественной культуре точнее других определил критик В. В. Стасов: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».

Основоположник русской оперной классики, русского бельканто М. И. Глинка родился 1 июня 1804 года на Смоленщине, в селе Новоспасском в имении отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. С 1917 года Михаил жил в Петербурге и учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище, причём его гувернёром был поэт, будущий декабрист В. К. Кюхельбекер. В 20-е годы XIX века Михаил Иванович пользовался известностью у петербургских меломанов в основном как певец и пианист. После знакомства в заграничной поездке с Беллини, Доницетти, Берлиозом он начинает развиваться как композитор. В хранящейся в Президентской библиотеке электронной копии ежемесячного исторического издания «Русская старина» (Санкт-Петербург, 1870) опубликованы записки Глинки того периода, где он писал: «Случай свёл меня с несколькими милыми людьми, и в Париже я нашёл немногих, но искренних и талантливых приятелей. Самая примечательная для меня встреча это без сомнения с Берлиозом; изучить его произведения, столь порицаемые одними и столь превозносимыми другими, – было одним из моих музыкальных предположений в Париже.

Случай мне вполне благоприятствовал. Я не токмо слышал музыку Берлиоза в концертах и на репетициях, но сблизился с этим первым, по моему мнению, композитором нашего века, сколько можно сблизиться с человеком до крайности эксцентрическим. И вот моё мнение: …объём в целом, развитие подробностей, гармоническая ткань, наконец оркестр могучий и всегда новый – вот характер музыки Берлиоза» (в цитируемых текстах сохранена стилистика и орфография оригинала).

Потом снова – Россия, Петербург, литературные вечера у поэта В. А. Жуковского, где Глинка познакомился с Н. В. Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, А. С. Пушкиным. Именно Жуковский подал молодому композитору идею написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о котором тот узнал ещё в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева. 

Идея упала на подготовленную почву, ведь как редкий собиратель мелоса Глинка был пропитан народными напевами серединной России. В оцифрованной книге Василия Авенариуса «Создатель Русской оперы Михаил Иванович Глинка» из фонда Президентской библиотеки описано самое начало создания шедевра:

«Своей национальной музыки у нас, русских, собственно говоря, ещё и нет. Написать настоящую русскую оперу – вот мечта моя. «Браво! И сюжет у тебя уже найден?» «Есть сюжетец на целых пять актов. Не знаю только, насколько он сценичен…» Глинка сел за рояль. Комната огласилась арией, известной теперь всякому русскому, слышавшему хоть раз оперу «Жизнь за царя». «Это нечто совсем новое, свежее и в то же время такое знакомое, родное! – воскликнул восхищенный собеседник. – Тема ведь чисто русская, народная…»

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», состоялась 27 января 1836 года и стала днём рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошёл с большим успехом, на нём присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Годом позже они начали обсуждать возможность создания оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». Впоследствии на одном из представлений «Руслана» побывал венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье».

Зиму 1851–1852 года Глинка провёл в Петербурге, хотя врачи предписывали при его проблемах со здоровьем удаляться на холодный сезон в тёплые края, и в это время сблизился с группой молодых композиторов, вошедших позднее в «Могучую кучку» М. А. Балакирева, ставшего главой «Новой русской школы». Глинка оказал немалое влияние на членов этого творческого объединения, ставшего оплотом композиторского искусства в России. Пётр Ильич Чайковский тоже не избежал влияния национальных музыкальных традиций и методов богатой оркестровки произведений Глинки. 

В 1856-м композитор уехал в Берлин, где и прожил вплоть до своей смерти в том же году.

Президентская библиотека, ставящая своей целью создание национального хранилища документов, связанных прежде всего с теорией и историей государственности России, вместе с тем наращивает в своем фонде, составляющем сейчас более 315 тысяч единиц хранения, материалы по искусству, которые духовно обогащают каждого пользователя и формируют в читателях патриотическое сознание.