Михаил Осипович Бритнев (1822 – 1889)

Биография

Михаил Осипович Бритнев родился в 1822 году в купеческой семье потомственного почётного гражданина города Кронштадта. Отец умер, когда мальчику было 12 лет. Семья была состоятельной и смогла дать Михаилу прекрасное образование: сначала он учился в уездном четырёхклассном училище, потом в коммерческом училище в Санкт-Петербурге. Продолжил обучение Михаил в Англии, где изучал корабельную архитектуру.

Михаил Бритнев состоял в купеческой гильдии и владел несколькими компаниями, которые занимались ремонтом судов и спасательными работами. Для разгрузки и загрузки судов М. О. Бритнев построил несколько плавучих кранов (идею потом использовало морское ведомство).

В начале 1850-х годов М. О. Бритнев создал товарищество, которое поднимало со дна затонувшие суда и грузы. Его компаньоном был англичанин Томас Пинкертон, запатентовавший «гидростат» – конструкцию из нескольких понтонов, которые погружали к корпусу затонувшего корабля, крепили к нему, а затем накачивали сжатым воздухом.

Для расположенного на острове Кронштадта большое значение имела связь с материком. Пароходное сообщение между Кронштадтом и Санкт-Петербургом активно развивалось, всё больше судов было в нём задействовано.

М. О. Бритнев как житель Кронштадта понимал необходимость регулярного сообщения с Большой землёй. В 1862 году по его заказу в Англии был построен пароходный буксир «Пайлот» (англ. лоцман). Мощность паровой машины судна составляла 85 лошадиных сил, длина – 26 метров, осадка до 2,5 метров. Буксир стал совершать регулярные рейсы между Кронштадтом и Ораниенбаумом.

Однако дважды в году, в межсезонье, сообщение прерывалось полностью – когда судоходный период уже закончился, а лёд еще не встал. Такой период мог продолжаться от двух недель до месяца: на остров не могли завезти ни продукты, ни почту. Проблему пытались решить многие: лёд предлагали ломать, взрывать, сбрасывать на него гири.

В 1864 году М. О. Бритнев предложил свой способ борьбы со льдом. Согласно его идее, для разрушения ледового покрова нужно использовать вес самого судна. Чертежи новой конструкции М. О. Бритнев выполнил сам.

Бритнев решил переделать свой пароходный винтовой буксир «Пайлот» по образцу поморских лодок: носовую оконечность «Пайлота» укрепили, заострили и срезали под углом 20 градусов ниже ватерлинии к линии киля, так чтобы он мог «вползать» на лёд, разрушая его своей тяжестью. Таким образом судно как бы «взбиралось» на лёд и своим весом крушило его.

Судно обеспечивало себе проход в пробитом им же канале. Наклонный форштевень не только помогал ломать лёд, но и значительно ослаблял силу удара при встрече со льдинами. Благодаря этому, имея обычную обшивку корпуса, «Пайлот» за всё время эксплуатации ни разу не получил серьёзных повреждений.

Уже в апреле 1865 года благодаря работе «Пайлота» навигация началась раньше обычного. Судно использовалось для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях вплоть до 1890 года. Однако «Пайлот» называли не ледоколом, а буксиром-ледорезом.

Ледоколом назывался другой корабль. Начальник Морской строительной части Кронштадтского порта Николай Леонтьевич Эйлер переоборудовал свою канонерскую лодку «Опыт», снабдив её паровыми кранами, ронявшими на лёд тяжёлые гири. В подводной части судна находилось устройство для постановки мин. Гири должны были колоть лёд, а мины взрывать его там, где лёд не раскалывался. Эйлер назвал свое судно «минно-гиревой ледокол „Опыт“».

Морское ведомство устроило сравнительные испытания между «Пайлотом» и «Опытом» в ноябре 1866 года. «Буксир-ледорез» оказался эффективнее и обошёл застрявший во льдах «Опыт». В итоге, изобретение Эйлера забыли, а название «ледокол» досталось «Пайлоту».

В 1871 году, убедившись в эффективности работы ледокола, немецкие инженеры купили у М. О. Бритнева чертежи «Пайлота» за 300 рублей. Строительство ледоколов «Айсбрехер-1» и «Айсбрехер-2» в Гамбурге послужило началом создания подобных судов не только в Германии, но и в Дании, Швеции, США и Канаде.

Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила М. О. Бритнева в 1875 году построить второе, более совершенное ледокольное судно «Бой» с машиной мощностью в 250 лошадиных сил, обладавшее лучшей проходимостью во льдах. Эксплуатация обоих судов показала целесообразность совместной парной работы ледоколов. В 1889 году был создан ещё один ледокол – «Буй».

Построенные М. О. Бритневым суда долгое время эксплуатировались также на реках Енисей, Лена и озере Байкал.

К сожалению, не сохранилось ни чертежей, ни достоверного изображения парохода «Пайлот». В 1976 году была выпущена марка с именем первого ледокола, но, по мнению экспертов, это лишь условное изображение всех пароходов тех лет.

Идею создания судов нового ледокольного типа впоследствии поддержал и развил создатель мощного арктического ледокола «Ермак» адмирал С. О. Макаровым.

 

Литература

Грамузов Е. М. Разработка теории и создание практических методов расчета ледовой ходкости, выбора формы корпуса и основных элементов речного ледокола, ориентированных на условия его эксплуатации: дис. ... д-ра тех. наук: 05.08.03. Нижний Новгород, 2006. 341 с.

Зуев В. А. Объекты морской техники: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2017. 111 с.

Сто великих рекордов транспорта. М.: Вече, 2013. 415 с.

Тихонова Н. Е. Оптимизация формы корпуса и основных элементов речных ледоколов на начальных стадиях проектирования: дис. ... канд. тех. наук: 05.08.03. Нижний Новгород, 2000. 169 с.

Шлендова М. А. Они родились в Кронштадте: биогр. и портр. СПб.: МКС, 2004. 151 с.

Шулятиков М. И. Судостроительные заводы России по сведениям г.г. заводовладельцев, доставленным в правление О-ва для содействия русскому торговому мореходству в 1890 года. М.: тип. В. Ф. Рихтер, 1890. [4], 62 с.

 

Электронные ресурсы

Бритнев, Михаил Осипович // РУВИКИ

Михаил Осипович Бритнев. Служение родному городу. К 150-летию создания первого в мире судна ледокольного типа // Кронштадтский вестник

Путь прокладывает лоцман. Михаил Бритнев – создатель первого судна для работы во льдах // Ленинградские ведомости. № 242 (7571) от 22.12.2023.

 

См. также в Президентской библиотеке

М.О. Бритнев (некролог) // Русское судоходство, торговое и промысловое на реках, озерах и морях. Г. 4. 1889. № 95. 8 июля: Русское судоходство. 1889. С. .18–22  (сканы 20–24)