Родился русский исследователь и изобретатель в области воздухоплавания Александр Фёдорович Можайский

21 марта 1825

9 (21) марта 1825 г. в городе Роченсальм (ныне Котка, Финляндия) родился русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха, контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский.

В 1841 г. Александр Фёдорович Можайский окончил морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге и начал службу гардемарином на военных судах Балтийского флота. В 1853-1855 гг. он принял участие в походе на фрегате «Диана» из Кронштадта к берегам Японии через Атлантический и Тихий океаны. В 1858 г. Можайский участвовал в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах, и составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. С 1862 по 1879 гг. Александр Фёдорович служил в различных гражданских ведомствах, а затем вернулся на военную службу.

В конце 1860-х гг. А. Ф. Можайский вплотную занялся теорией и практикой полёта: всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, начал исследования возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха. После целого ряда исследований и экспериментов Можайский приступил к проектированию летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876-1877 гг. он с успехом демонстрировал полёты модели своего самолёта, приводимой в действие часовой пружиной.

3 ноября 1881 г. в Департаменте торговли и мануфактур Александр Фёдорович получил первую в России привилегию (патент) на изобретённый им «воздухолетательный снаряд», содержавший все основные элементы современного самолёта. В том же году на Военном поле в Красном Селе под Петербургом была начата постройка самолёта с двумя паровыми двигателями мощностью 20 и 10 лошадиных сил.

Летом 1883 г. Можайский завершил сборку самолёта, который стал первым отечественным натурным самолётом, доведённым до стадии лётных испытаний. Построенный самолёт имел существенные конструктивные отличия от заявленного в патенте: каркас был выполнен из дерева; боковые винты приводились в действие от более мощной паровой машины, все три винта были сделаны одного диаметра и т. д.

Во время одного из испытаний самолёт сумел оторваться от земли, но после взлёта накренился и повредил крыло.

Не получая никакой поддержки от Военного министерства, А. Ф. Можайский продолжал работу по усовершенствованию своего изобретения на собственные средства, но завершить свой труд не успел.

Александр Фёдорович Можайский был первым, кто отказался от идеи создания машин с машущими крыльями, и первым, кто разработал конструкцию самолёта с неподвижным относительно корпуса крылом. Летательный аппарат Можайского представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.

Александр Фёдорович Можайский скончался 21 марта 1890 г. и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

Лит.: Александр Федорович Можайский – создатель первого самолёта. Сборник документов. М., 1955; Вишенков С. А. Александр Можайский. М., 1952; Космодемьянский А. А. Александр Фёдорович Можайский // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1975. Вып. 2 (51); Крылов В. Я. Александр Фёдорович Можайский. Л., 1951.; То же [Электронный ресурс] URL: http://militera.lib.ru/bio/krylov/index.html; Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М., 1985.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Никулин Ю. А. Александр Федорович Можайский – русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность : (1825-1890 гг.) : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. СПб., 2006.