Поделиться материалом в соцсетях:

Император Александр II утвердил Устав Русского технического общества

4 мая 1866

22 апреля (4 мая) 1866 г. императором Александром II был утверждён Устав Русского технического общества.

Русское техническое общество было создано по инициативе частных лиц, с целью способствовать развитию техники и промышленности в России. В инициативную группу входили профессор Лесного института Е. Н. Андреев, инженеры М. Н. Герсеванов, П. Н. Алексеев и А. А. Корнилов, архитектор П. П. Мижуев, кораблестроитель М. М. Окунев, промышленник И. П. Балабин, артиллерист В. Н. Бестужев-Рюмин, морской офицер Н. И. Казнаков, фотограф А. В. Фрибес. Составленный ими проект устава Общества был рассмотрен Комитетом министров 12 (24) апреля и «высочайше» утверждён 22 апреля (4 мая) 1866 г.

20 ноября (2 декабря) 1866 г. состоялось торжественное открытие РТО. В рядах Общества на тот момент числилось уже более трёхсот человек. Среди почётных членов были министры: П. А. Валуев, М. Х. Рейтерн, А. А. Зеленой, Д. А. Милютин, Д. А. Толстой, П. П. Мельников; военные деятели: Н. К. Краббе, Ф. П. Литке, К. П. фон Кауфман, Э. И. Тотлебен.

С самого начала РТО покровительствовали представители императорской фамилии. В апреле 1874 г. в знак признания заслуг Общества ему был дарован статус Императорского. Почётными председателями являлись герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский (в 1866-1891 гг.), великий князь Александр Михайлович (в 1892-1917 гг.); почётным членом РТО был и наследник престола, будущий император Николай II; среди попечителей — великие князья Михаил и Константин Николаевичи.

Согласно Уставу Общества руководство осуществляли председатель, его товарищ, председатели отделов, секретари отделов и отделений; высшим органом управления являлось Общее собрание. Первым председателем был избран инженер-генерал А. И. Дельвиг (1867-1870); в дальнейшем Общество возглавляли минералог П. А. Кочубей (1870-1892); министр путей сообщений К. Н. Посьет (1892-1894); организатор российского судостроения М. И. Кази (1894-1896); учёный-механик, генерал Н. П. Петров (1896-1905); государственный деятель, экономист В. И. Ковалевский (1906-1916) и Д. И. Иванов (1916-1917).

Изначально РТО имело 4 отдела: химических производств и металлургии; механики и механической технологии, инженерно-строительного и горного дела; техники военного и морского дела. Со временем появились другие отделы: фотографии и её применения, электротехники (1878); воздухоплавания (1880); железнодорожный (1881); технического образования (1884). В 1914 г. были организованы отделы сельского хозяйства; промышленно-экономический; содействия труду; техники горного и земского хозяйства. В 1916 г. был образован отдел мелиорации и топлива. Действовали также постоянные комиссии, при необходимости создавались специальные.

Финансировалось РТО из нескольких источников — это были членские взносы, добровольные пожертвования, вклады «патронов», государственные субсидии, а также средства, полученные от издательской, выставочной, лекционной деятельности, за оказание услуг и сдачи в аренду собственности.

РТО имело печать с девизом «Мера, вес, число» и фирменный бланк. Участники выставок и конкурсов, организованных Обществом, награждались медалями, жетонами, премиями. За лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта вручалась Золотая медаль, которая была учреждена в память об инженере-железнодорожнике А. П. Бородине.

С 1867 г. издавался журнал «Записки Русского технического общества», в котором публиковались протоколы заседаний общества, сведения о достижениях современной русской и зарубежной техники, статьи по вопросам экономики промышленности и торговли. Местные отделения также выпускали «Труды», «Вестник», «Записки». Выходили специализированные журналы: «Железнодорожное дело», «Техника воздухоплавания», «Техническое образование», «Фотограф», «Технический вестник», «Электричество» и другие.

Большое внимание Общество уделяло вопросам развития профессионального технического образования: открывало общеобразовательные школы, специальные классы и курсы для рабочих при фабриках и заводах.

РТО организовало ряд отраслевых съездов: машиностроительный в 1875 г., технического и профессионального образования в 1889 и 1896 гг. Также были проведены электротехнические (1880, 1882, 1885, 1892); промышленные (1892, 1896), мануфактурные (1870, 1882) и другие выставки.

Весной 1871 г. было получено высочайшее соизволение на создание Музея прикладных знаний. Для его устройства была проведена перестройка основного здания Соляного городка в Санкт-Петербурге. Торжественное открытие Музея состоялось в октябре 1872 г. В дальнейшем, с 1875 г., на территории Музея размещались основные подразделения РТО, химическая лаборатория, фотографический павильон, библиотека, архив.

Успешная деятельность РТО и развитие промышленности в России способствовали созданию региональных отделений Общества и к 1916 г. их число достигло 33.

В декабре 1918 г. РТО вошло в состав Всероссийской ассоциации инженеров (ВАИ), объединившей технические общества дореволюционной России.

Лит.: Ершов М. П. Современное состояние ремесленных учебных заведений по данным 3-го Съезда. [СПб., 1904]; Карелин В. А. Русское техническое общество и проблема подготовки квалифицированных фабрично-заводских рабочих в России (1866-1890 гг.): Автореферат. Л., 1985; Филиппов Н. Г. Научно-технические общества России (1866-1917 гг.): Автореферат. М., 1985

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1868. Т. 41. Отд-ние 1. № 43219. С. 397;

Триполитов М. Н. Попечительство о школах И[мператорского] Р[усского] технического общества : (Доклад М. Н. Триполитова). [СПб., 1896].