Share content in social networks:

The decree on currency reform of 1947 issued

14 December 1947

One of the most important measures to eliminate the Great Patriotic war consequences was the establishment of order in the sphere of money movement. The reason for the currency reform was due to the fact that during the war the military costs increased dramatically, the production of consumer goods reduced as well as commodity circulation on the market. In order to cover the increasing imbalance, a great amount of money was put into movement. Its buying power decreased due to the lack of commodity output. Besides the Nazi issued counterfeit money in the occupied territories and this resulted its surplus in the movement.

On December 14, 1947 the USSR Ministers Council and the Central Committee of the all-Russian Communist Party of Bolsheviks approved a decree “On the currency reform and the abolishment of provisions and manufactured products cards”.

The currency reform consisted of the exchange of the cash funds being in circulation for the new ones in the ratio of 10 “old pattern” rubles for 1 “new pattern” ruble (only base coin was not to be exchanged). It was intended to make the exchange of all the cash within one week period, beginning from December 16 (only in remote regions the exchange period could be prolonged up to 2 weeks). During the entire exchange period it was allowed to make payments with “old” money but at a rate of 1/10 of its nominal cost.

In savings banks the deposits of less than 3 thousand rubles were exchanged without changes in nominal sum, those over 3 thousand on the following basis: the bigger the sum of the deposit is the cheaper every old ruble is regarding the new one. Deposits of collective farms and cooperatives in the banks were reevaluated so that their nominal cost decreased at 20%.

During the reform of 1947 all the state loans issued before were conversed (for the exception of the second state loan for the national economy restoration and development) into a new 2% loan of 1948 and the public bonds issued before were exchanged for the obligations of the conversional loan in ratio of 3:1.

The currency reform did not affect the salary of workers and intelligentsia as well as the current income of all levels of the population that were paid in new currency with regard for the previous amount.

At the same time as the currency reform was taking place, the card system for provisions and manufactured products was abolished beginning from December 16. The system was introduced in the beginning of the war in order to provide the citizens with the minimum of the essential goods at the rationed price fixed by the state. Now all the rationed and commercial prices for provisions and manufactured goods were abolished and the unitary state retail prices were introduced.

Though bread, flour, cereals and macaroni were now 10% cheaper, the majority of the prices for provisions were higher than those before the war and hardly affordable for the most part of the population. Besides on December 14 was issued the decree of the USSR Ministers Council “On the standards of selling provisions and manufactured products to one person”. These standards limited a free commerce until 1958, and for a part of products until 1963.

In the result of the reform the buying power of ruble increased, the money circulation strengthened allowing to carry out already in 1948-1950 a reform of release prices and eliminate the system of state grants and from 1958 renounce the mass state loans.

Lit.: Денежная реформа 1947 года: реакция населения по документам из «Особых папок» Сталина / подгот.: Э. Ю. Завадская, Т. В. Царевская // Отечественная история. 1997. № 6; О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары // Известия. 1947. 15 дек. (№ 293 (9515); То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldgazette.ru/temp/14121947.html.

From the Presidential library materials:

Currency reform 1961 // On this day. 01 January 1961.

Поделиться материалом в соцсетях:

Вышло постановление о проведении денежной реформы 1947 г.

14 декабря 1947

Одной из важнейших мер по ликвидации последствий Великой Отечественной войны было наведение порядка в области денежного обращения. Необходимость проведения денежной реформы определялась тем, что в годы войны резко возросли военные расходы, а производство потребительских товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег, покупательная сила которых понижалась из-за необеспеченности товарной массой. Кроме того, на оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении.

14 декабря 1947 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10 рублей старого образца на 1 рубль нового образца (не подлежала обмену только разменная монета). Обмен всех наличных денег предполагалось провести в течение недели, начиная с 16 декабря (только в отдалённых районах период обмена мог быть увеличен до двух недель). В течение всего периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами, но из расчёта 1/10 их нарицательной стоимости.

В сбербанках вклады до 3 тыс. рублей обменивались без изменения в номинальной сумме, а свыше 3 тыс. по принципу: чем больше сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле каждый старый рубль по отношению к новому. Денежные вклады колхозов и кооперативных организаций в банках были переоценены с уменьшением их номинальной стоимости на 20%.

Реформа 1947 г. сопровождалась конверсией всех ранее выпущенных государственных займов — за исключением второго государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР — в новый 2% заём 1948 г. и обменом ранее выпущенных облигаций государственных займов на облигации конверсионного займа по соотношению 3:1.

Денежная реформа не затронула заработной платы рабочих и интеллигенции, а также текущих трудовых доходов всех слоёв населения, которые выплачивались новыми деньгами с учётом прежних размеров.

Одновременно с проведением денежной реформы с 16 декабря была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, введённая с началом войны для того, чтобы обеспечить граждан минимумом жизненно необходимых товаров по фиксированной государством пайковой цене. Теперь на все продовольственные и промтовары отменялись как пайковые, так и коммерческие цены и вводились единые государственные розничные цены.

Хотя хлеб, мука, крупа, макароны стали продаваться дешевле на 10%, цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и малодоступны для большинства населения. Кроме того, 14 декабря вышло постановление Совета министров СССР «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». Эти нормы ограничивали свободную торговлю до 1958 г, а на часть товаров — до 1963 г.

В результате реформы повысилась покупательная способность рубля, укрепилось денежное обращение, что позволило уже в 1948-1950 г. провести реформу отпускных цен и ликвидировать систему государственных дотаций, а с 1958 г. отказаться от массовых государственных займов.

Лит.: Денежная реформа 1947 года: реакция населения по документам из «Особых папок» Сталина / подгот.: Э. Ю. Завадская, Т. В. Царевская // Отечественная история. 1997. № 6; О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары // Известия. 1947. 15 дек. (№ 293 (9515); То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldgazette.ru/temp/14121947.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Денежная реформа 1961 г. // День в истории. 1 января 1961 г.