Биография
Аввакум Петров родился 20 ноября 1620 года в с. Григорово Нижегородского уезда в семье сельского священника. Мать Мария (в иночестве Марфа) оказала большое влияние на религиозное воспитание сына. В 1638 году Аввакум женился на дочери местного кузнеца Анастасии Марковне, родившей ему пять сыновей и трёх дочерей.
Основные сведения о своей жизни Аввакум изложил в автобиографическом сочинении «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
В 1642 году Аввакум был рукоположен в дьяконы, а в 1644 году стал священником в церкви села Лопатищи Нижегородского уезда. Из-за чрезмерно строгих требований к прихожанам и другим служителям церкви Аввакум вступил в конфликт с воеводой Василием Шереметевым и летом 1647 года был вынужден бежать в Москву вместе с семьёй.
После Смуты многие деятели, принадлежавшие к разным кругам общества, беспокоились о чистоте веры и считали, что именно отступление от неё стало причиной всех несчастий, а в дальнейшем и вовсе приведёт к погибели земли русской.
Находясь в Москве в 1646–1647 годах, Аввакум нашёл поддержку у царского духовника протопопа Стефана Вонифатьева и сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» – неформального объединения духовных и светских деятелей, в который входили С. Вонифатьев, протопоп И. Неронов, Ф. М. Ртищев, митрополит Никон. Всех этих хорошо образованных для своего времени людей объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы. Как член кружка Аввакум стал известен царю Алексею Михайловичу.
Вернувшись в Лопатищи, Аввакум пытался «внедрять программу» исправления нравов, разработанную членами кружка, из-за чего постоянно вступал в конфликты как с паствой, так и с местными властями.
В 1652 году Аввакум опять бежал в Москву, где получил приход в г. Юрьевец-Повольский (ныне г. Юрьевец Ивановской обл.), а также был возведён в сан протопопа – высший сан белого духовенства (немонашествующие служители) до начала XIX века. В Юрьевце Аввакум так яростно взялся за установление благочестия, что уже через две недели был жестоко избит паствой и бежал в Кострому, а затем в Москву. В столице протопоп Аввакум служил в Казанском соборе, настоятелем которого был священник Иван Неронов.
В 1652 году, после кончины предыдущего патриарха, церковь возглавил Никон, который уже в 1653 году начал проводить церковные реформы, касающиеся обрядовых традиций. Никон, поддерживаемый царём Алексеем Михайловичем, рассматривал церковную реформу в качестве первого шага к построению вселенского православного царства, центром которого должен был стать Константинополь. Радикальные нововведения, сопровождавшиеся насилием со стороны проводивших их властей, привели к разделению русской церкви на сторонников старого и нового обрядов.
Преобразования предполагали пересмотр богослужебной и обрядовой жизни русской церкви, ее унификацию по греческим стандартам, отказ от части сложившихся традиций древнерусского благочестия. Аввакум, Иван Неронов, Стефан Вонифатьев и другие приверженцы старых порядков отказались признать нововведения и вступили в конфликт с властями.
После ареста Ивана Неронова в августе 1653 года протопоп Аввакум стал лидером старообрядческой оппозиции в Москве. За проповеди против нового обряда он был лишен права служить в Казанском соборе и перенёс службы во двор дома Ивана Неронова. Священник был арестован, закован в цепи и заключен в подземелье Андроникова монастыря, где его били и морили голодом.
В 1653 году Аввакум с семьёй был сослан в Тобольск. Десять лет провёл Аввакум в сибирской ссылке, где, как и прежде, «и в церквах и на торгах ересь никонианскую обличал».
В 1661 году царь Алексей Михайлович вызвал Аввакума в Москву, куда протопоп вернулся не позднее 1664 года. Он был благосклонно принят царём и его ближайшим окружением, познакомился с известными проповедниками и богословами Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким и вёл полемику с ними, стал духовником боярыни Феодосии Морозовой и многих других московских приверженцев старого обряда. Аввакум не только не изменил своих взглядов, но и приобрёл славу талантливого проповедника и мученика за «старую веру».
В 1666 году протопоп Аввакум участвовал в прениях на Большом Московском соборе, созванном по инициативе Алексея Михайловича. Несмотря на то, что патриарх Никон, заявивший царю о верховенстве церковной власти над светской, был низложен на Соборе, его церковную реформу священники всё же одобрили, а всех её противников признали раскольниками и предали анафеме.
26 августа 1667 года протопоп Аввакум вместе с другими лидерами старообрядчества был приговорён к ссылке в Пустозерский острог на реке Печоре. В 1670 году режим содержания старообрядцев был значительно ужесточен, Аввакум был помещен в земляную тюрьму и посажен на хлеб и воду.
В Пустозерске в заключении протопоп написал своё главное произведение – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1672–1675). В этой автобиографии-исповеди Аввакум описывает свою жизнь живым, близким к народной речи языком. Тесное переплетение личного и общественного превращает «Житие» из автобиографического повествования в крупнейшее произведение русской литературы XVII века, отражающее общую картину социальной и общественно-политической жизни того времени.
В Пустозерске Аввакумом также были написаны «Книга бесед», «Книга толкований» и многочисленные послания, наставления и письма царю, друзьям, «духовным братьям и сестрам».
После смерти Алексея Михайловича (1676) Аввакум написал челобитную новому царю Фёдору Алексеевичу, надеясь на изменение отношения к старообрядцам. Однако после открытого выступления московских старообрядцев в январе 1681 года церковный собор принял решение казнить главарей раскола «без пролития крови», т. е. сжечь.
14 апреля 1682 года Аввакум и другие пустозерские узники были сожжены в срубе.
Литература
Житие протопопа Аввакума. Старообрядцы: [сборник]. М.: Эксмо, 2023. 315 с.
Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб.: Библиотека Академии наук, 1995. 439 с.
Демкова Н. С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 329 с.
Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М.: Наука, 1978. 271 с.
Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. М.: Церковь, 1995. 528 с.
Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. М.: Молодая гвардия, 2011. 396 с.
Кожурин К. Я. Жизнь и житие протопопа Аввакума: посвящается 400-летию священномученика протопопа Аввакума (1620-2020 гг.). М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2020. 511 с.
Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум в русской поэзии: к 400-летию со дня рождения. [Б. м.]: Издательские решения, 2021. 336 с.
Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биогр. очерк. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1894. 160 с.
Шашков А. Т. Аввакум Петров // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. С. 16–30.
Электронные ресурсы
Аввакум Петров // Большая российская энциклопедия 2004–2017
Аввакум // Православная Энциклопедия
См. также в Президентской библиотеке
Аввакум (Кондратьев, Аввакум Петрович; 1620/21? – 1682) // Россия в лицах