 
  Музеи и общество: Выставка «Музеефикация всей страны» открылась в Музее истории религии в Санкт-Петербурге
      В 2019 г. исполняется 100 лет со времени организации Художественно-репродукционной мастерской в Петрограде – новаторского явления в музейной жизни Советской России. Просуществовав немногим более 10 лет, подвергнувшись ряду реорганизаций, она оставила заметный и неоднозначный след в истории музейного дела страны.
Создателем и идейным вдохновителем мастерской был И. С. Золотаревский – русский архитектор, скульптор и художник. Его идея заключалась в том, чтобы создать мастерские «репродукции музеев», с помощью которых станет возможным «музеефицировать всю страну», а именно, делать копии с подлинных предметов крупных музеев, комплектовать из них небольшие тематические коллекции и распространять их на всей территории России, создавая так называемые «музейные станции». В своём проекте Золоторевский старался соединить как художественные, так и просветительские задачи и ставил целью «построение нового просвещённого общества и создания нового человека, свободного от невежества и суеверий».
Мастерская была основана в голодном и трудном для страны 1919 г. и объединила в себе талантливых художников и скульпторов.
В первый год работы Мастерской было скопировано около 40 экспонатов. В 1920 г. она попала под покровительство Отдела народного образования (ГубОНО), получив новое имя – Художественная мастерская наглядных учебных пособий. В течение двух лет Мастерская изготовляла формы для отливок с целью подбора и создания базового музейного комплекта для последующего серийного копирования. В середине 20-х годов копии из мастерской Золотарева имелись уже в 64 музеях страны. Мастерская продолжала работать вплоть до 1933 г. В этом же году ещё молодой Музей истории религии покупает в свою коллекцию 23 предмета. Далее, изделия Мастерской поступают в Музей из упраздняемых небольших музеев при различных учреждениях, а также из Антирелигиозного музея, существовавшего в 30-е гг. в здании Исаакиевского собора и, закрывшегося в 1946 г. в Москве, Центрального Антирелигиозного музея.
На выставке экспонируется более 40 предметов, изготовленных в Художественно-репродукционной мастерской, представляющих архаические и традиционные верования народов мира, религии Древнего мира и Дальнего Востока. Особое место на выставке занимают муляжи большой статуи Будды из Тайланда и деталей колесницы Джаганнатха, подлинники которых находятся в фонде Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Интересны также копии египетских и греческих скульптур из коллекций Эрмитажа. Помимо этого на выставке показаны уникальные фотографии сотрудников и рабочих помещений из альбома, посвящённого 5-летию работы Мастерской.
 
   
     En
 En Ru
 Ru