
Русская культура за рубежом: Русский музей представляет выставки Казимира Малевича и Давида Бурлюка в испанской Малаге
15 сентября 2018 года в филиале Государственного Русского музея в Малаге (Испания) открылась представительная выставка произведений Казимира Малевича (1879-1935) – пионера русского авангарда, основателя супрематизма, одного из наиболее влиятельных художников ХХ века.
В тот же день жители и гости Малаги смогли побывать и на открытии выставки произведений ещё одного мастера отечественного авангарда – Давида Бурлюка (1882-1967).
На выставке произведений Казимира Малевича представлено около пятидесяти работ мастера, раскрывающих его творческий путь: от раннего творчества художника до всемирно известных произведений и супрематизма, ставшего классикой. Среди них «Красный квадрат» (1915), «Супрематизм № 56» (1916), «Скачет красная конница» (1928–1932), «Спортсмены» (1930–1931), «Сложное предчувствие» («Торс в жёлтой рубашке») (1932), «Автопортрет» (1933) и другие.
Экспозицию дополняют архитектон, костюмы, созданные по эскизам Малевича для реконструированной оперы–мистерии «Победа над солнцем» (1913), посмертная маска художника, снятая Николаем Суетиным, и слепок руки живописца.
Выставка в Малаге уникальна тем, что представляет многообразие граней таланта Малевича на протяжении всей его творческой биографии.
Русский музей обладает самой большой коллекцией мастера – более двухсот произведений (живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе знаменитые «архитектоны»).
Наряду с выставкой Малевича в Малаге открыта экспозиция произведений Давида Бурлюка – «отца» русского авангарда, сыгравшего огромную роль в становлении отечественного авангардного искусства.
Ревнитель свободы в искусстве, Бурлюк был в числе организаторов эпатажных акций русских футуристов. Его собственное творчество – яркий пример разнообразия художественных поисков. Его работы «Мост (Пейзаж с четырёх точек зрения)» (1911) и «Малороссы» (1912) отмечены формальным экстремизмом, демонстративно отрицавшем верх и низ в картине. В равной степени в них заметен интерес к пространственным решениям, свойственным итальянским футуристам.
Экспозиция представляет разные грани таланта Давида Бурлюка, эволюцию его творчества в более поздние годы. В 1920 году художник покидает Россию и некоторое время живёт в Японии, а в 1922 году переезжает в США, где и остаётся до конца своих дней, не изменяя миссионерским идеям и традициям русского авангарда.
Регулярные временные выставки из собрания Русского музея вызывают неизменный интерес у жителей и гостей Андалусии. Филиал вошёл в число десяти лучших музеев Испании, став центром популяризации русского искусства и культуры.
Выставки произведений Малевича и Бурлюка в Малаге продлятся до 3 февраля 2019 года.