История и культура: Выставка «Гравюра XVIII - XIX веков в России» открылась в Омске

15 апреля 2019

Во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открыта новая выставка «Гравюра XVIII - XIX веков в России».

Представленная в двух небольших залах, она продолжает знакомить зрителей с коллекцией русской гравюры из собрания музея. Экспозиция включает произведения, печатные формы (доски) которых выполнены на металле. Резцовая гравюра, офорт, пунктир, меццо-тинто – техники, которые использовали мастера для воспроизведения живописных картин или рисунков. Задача гравёра – перевести художественный образ оригинала на язык другого вида искусства, способного вызвать ассоциации с первоисточником.

В России светская гравюра получила широкое распространение в первой четверти XVIII века, в эпоху петровских преобразований. Это время ознаменовано блестящим расцветом авторской гравюры на металле. С её развитием Пётр I связывал задачи огромной государственной значимости: «…гравюра нужна, чтобы грыдоровать гистории, персоны, ланшампы, городы, строения, оных прославленных торжеств и служить для вечной славы государства».

Иностранные мастера активно приглашались в Россию и во второй половине XVIII столетия. Тогда в Санкт-Петербурге открылась Российская Академия художеств, а в Императорском Эрмитаже была сформирована богатейшая коллекция европейского искусства. Императрица Екатерина II, вызывая иностранцев в Россию, не только обеспечивала их выгодными государственными заказами, но и приобщала к воспитанию национальных художественных кадров.

В экспозицию вошли произведения голландских мастеров Адриана Шхонебека и Питера Пикарта, англичанина Джеймса Уокера, немецких граверов и выдающихся педагогов Георга Фридриха Шмидта и Иоганна Себастьяна Клаубера.

Значимое место на выставке отведено произведениям русских мастеров - И. В. Ческого, Н. И. Уткина, Е. П. Чемесова и их продолжателя В. В. Матэ.

Особое место в истории русской гравюры занимает большеформатное произведение Г.И. Скородумова «Смерть князя Потёмкина в степях Бессарабии» (1792). Это первая в России историческая гравюра мемориального характера, имеющая документальную основу. Развёрнутая аннотация познакомит зрителя с историей создания этой редкой работы.

На выставке можно увидеть гравюры Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и Г. Г. Мясоедова «Дедушка русского флота». Они были отпечатаны в 1872 году и вошли в состав альбома «Памяти Петра Великого».

Выставка будет работать до 30 июня.