К 350-летию со дня рождения Петра Великого: Выставка «Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина» открылась в Москве

5 октября 2022

30 сентября 2022 г. в Государственном музее А. С. Пушкина (Москва, выставочные залы «Мезонин») открылась выставка «Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина. К 350-летию со дня рождения Петра Великого».

Петровская тема была центральной почти во всей русской литературе XVIII века. Поэты последующих поколений не раз обращались к фигуре царя-просветителя. Пушкин не был исключением. Начиная со «Стансов» 1826 года образ Петра I прочно вошёл в его поэзию. Впоследствии в поэмах «Полтава» и «Медный всадник», в романе «Арап Петра Великого» и ряде стихотворений Пушкин создал незабываемый образ Петра I как «вечного работника на троне», человека, который «прорубил окно в Европу» и принёс в Россию европейское просвещение. В последние годы жизни поэт работал над «Историей Петра», оставшейся незавершённой.

Первый раздел экспозиции посвящён историко-героической поэме «Полтава». Приступая к работе над ней, А. С. Пушкин изучал печатные источники того времени, посвящённые правлению Петра I. В «Полтаве» Пушкин предложил собственную историческую концепцию той далёкой эпохи, своё понимание характеров Петра I, Карла XII, Мазепы и Кочубея, осмысление их деятельности для будущего «северной державы». В глазах поэта Пётр I был воплощением прогрессивного начала, творцом новой, возрождённой России – просвещённой, мощной и единой страны. Особое значение поэт придавал полтавской победе Петра, давшей возможность создать могучую российскую государственность.

Второй раздел экспозиции составили материалы, связанные с романом «Арап Петра Великого». Пушкин работал над ним в Михайловском летом 1827 года. Ещё до создания «Полтавы» поэт задумал дать картину Петровского времени в «семейном» историческом романе о своём знаменитом предке. Прообразом главного героя, Ибрагима, послужил прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал, один из сподвижников Петра I, чья необычайно сложная биография с юности привлекала внимание Пушкина.

Завершающий раздел экспозиции посвящён «петербургской повести» «Медный всадник», написанной в октябре 1833 года в Болдине. Рукопись была передана Пушкиным Николаю I, в 1826 году вызвавшемуся быть цензором поэта, и возвращена ему с многочисленными замечаниями. Формально поэма не была запрещена, но от переделки и приспособления её к печати поэт решительно отказался. Вступление к «Медному всаднику» под заглавием «Петербург. Отрывок из поэмы» увидело свет в 1834 году в «Библиотеке для чтения», однако прошло незамеченным и не вызвало никаких откликов, оставшись единственным фрагментом «петербургской повести», опубликованным при жизни Пушкина. Полностью «Медный всадник» появился в печати после смерти поэта, в пятом томе «Современника», и был восторженно встречен читателями, одновременно вызвав истолкования самого различного рода.

Тема Петра была одной из ведущих тем творчества Пушкина и с годами наполнялась всё более сложным идейно-философским содержанием. Проблематика отношений между государством и личностью, самодержавной властью и «маленьким человеком», размышления о путях русского исторического развития, о судьбах страны, нации, народа оказались в центре поэмы «Полтава», романа «Арап Петра Великого» и «петербургской повести» «Медный всадник».

На выставке представлены редкие книжные издания XIX века – первые публикации произведений А. С. Пушкина, посвящённых Петру I, живописные и графические портреты царя-реформатора и его современников – сподвижников и политических противников, изображения грандиозных сражений той далекой эпохи, иллюстрации художников ХХ столетия, предметы декоративно-прикладного искусства и рукописные материалы.

Выставка будет работать до 27 ноября 2022 года.