Информационные технологии и общество: Подведены медиаитоги прошедшего десятилетия

20 декабря 2010

Подводя итоги прошедших 10 лет, можно сказать: всё изменилось благодаря Интернету — и бизнес-процессы, и каналы дистрибуции, и аудитория, и журналисты.

1. Замена аналоговых технологий цифровыми.

Это первое и самое общее положение могло бы стать в списке единственным, ведь все остальные следствия плавно из него вытекают.

Благодаря цифровым технологиям и Интернету структура СМИ изменялась за 10 лет необычайно стремительно. Всеобщая цифровизация изменила и ключевые основы поиска информации.

2. Интернет — среда для сегодняшних и завтрашних СМИ.

Интернет не только стал частью повседневной жизни сотен миллионов людей по всему миру, но и едва ли не основной составляющей профессиональных СМИ. Интернет служит неиссякаемым источником вдохновения с точки зрения выбора тем и информационных поводов, но в то же время является самой большой угрозой для всех существующих массмедиа.

3. Мобильный Интернет.

Поскольку для выхода в Интернет помимо компьютера используются мобильные телефоны, которые стали универсальными устройствами потребления цифрового медиаконтента и обеспечили мгновенность доставки сообщения, они позволили СМИ подстроиться под индивидуальные потребности каждого потребителя контента.

4. Блоги и социальные сети как «личные СМИ».

Роль социальных сетей применительно к медиа заключается в том, что медиаконтент распространяется и потребляется совсем не так, как в эпоху до сетей. И блоги, и соцсети показали миру, что такое «власть толпы» в цифровую эпоху, но, возможно, мы ещё не до конца представляем себе весь потенциал совершающихся перемен.

5. Уход телевидения в Интернет.

Интернет меняет многие бизнесы, и помимо индустрии печатных СМИ наиболее «пострадавшим» оказалось телевидение. Основным фильтром для телевизионного и другого контента стал видеосервис YouTube, который в 2006 году был назван журналом Time главным изобретением года. На YouTube можно найти почти любую телепередачу, если она действительно достойна внимания. Благодаря YouTube появилось и множество звёзд разных жанров — певцов, актёров, шоуменов и даже лингвистов, которые нашли здесь свою площадку и своих зрителей.

6. Интернет-телефония: Skype.

Интернет изменил и бизнес телефонных операторов. Если лидером в области местных звонков всё чаще становятся операторы сотовой связи вместо наземных телефонных линий, то в области междугородних и международных звонков лидерство завоёвывает интернет-телефония и её пионер — Skype. Ежедневно этим сервисом пользуется 40 млн. человек по всему миру, которые ежемесячно наговаривают десятки миллионов минут.

7. Закат аналоговой музыки и торренты.

Не менее серьёзно, чем на телевидение и прессу, цифровые технологии вкупе с Интернетом повлияли на музыкальную индустрию. Обвал музыкального рынка случился тогда, когда появились первые торренты, и обмен аудио- и видеофайлами стало совершенно невозможно контролировать. Итог десятилетия — затянувшаяся на годы борьба авторов и продюсеров с провайдерами, пользователями и самими торрентами.

8. Wiki-технологии.

Несомненным итогом десятилетия стало рождение технологии wiki, которая позволяет пользователям совместно создавать структуру и содержание сайта таким образом, что текст можно многократно править — с возможность сравнивать разные редакции и восстанавливать ранние версии. С помощью вики-движка сайт могут одновременно править сколько угодно пользователей, и между их версиями не возникнет конфликта.

9. Электронные книги.

Бум электронного книгоиздания начался после изобретения технологии «электронных чернил». Экраны, сделанные по этой технологии, отображают изображение в отражённом свете, а значит, от них не устают глаза, и крайне нетребовательны к энергопотреблению: они способны работать на одном заряде батареи не меньше недели.

10. Creative Commons против традиционного авторского права: торрент-трекеры.

С развитием Интернета, когда копирование и распространение информации становится почти невозможно контролировать, все несовершенства и однобокость законодательства по авторскому праву стали очевидны всем тем производителям контента, которые хотели бы распространять свой контент безвозмездно и без каких-либо ограничений. Именно для таких случаев американский правовед Лоуренс Лессиг в 2001 году и придумал лицензии Creative Commons (CC, в переводе с англ. «творческие сообщества»).

Часть пунктов данного обзора описывают тенденции, которые уже устоялись и стали реальностью настолько, что трудно представить, как мы когда-то жили без них. Другие пункты, наоборот, вошли в нашу жизнь в течение последнего года. На самом деле прошло ещё слишком мало времени, чтобы оценить как первый ряд тенденций, так и второй.