Выставки: Экспозиция «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX веков в собрании Радищевского музея» в Саратове
Выставка «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX веков в собрании Радищевского музея» открывается 22 декабря 2016 года в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева.
Религиозное искусство, игравшее значительную роль в культурной жизни России и веками опиравшееся на установившиеся технические и изобразительные приёмы, с конца XVII века переживает большие изменения. В это время русская архитектура и религиозная живопись находились под заметным воздействием западноевропейских новаций. В царствование Петра I религиозное искусство теряет своё главенствующее положение, и в XVIII-XIX веках уже светское искусство оказывает сильное влияние на дальнейшее развитие иконописания.
На выставке экспонируются произведения известнейших российских живописцев, представляющих академическую религиозную картину на разных этапах её развития. Творчество профессора Императорской Академии художеств Ф. А. Бруни представлено одной из наиболее популярных его картин – «Моление о чаше» (1830-е). Здесь можно увидеть эскиз росписи К. П. Брюллова «Иисус перед народом» (1843-1847) для Исаакиевского собора; а также этюд М. Н. Нестерова к композиции «Путь к Христу» (1908-1911), украсившей трапезную московской Марфо-Мариининской обители. Особое место занимают на выставке иконы, эскизы и картоны В. М. Васнецова, оказавшего огромное влияние на русское религиозное искусство конца XIX-начала ХХ веков.
Параллельно с официальным религиозным искусством продолжала существовать традиционная иконопись. Забытая православными иерархами, она стала уделом артельщиков, иконописцев с окраин и отдельных монастырей. На выставке можно увидеть произведения по-прежнему занимавших ведущее положение московских мастеров, работы петербургской иконописной школы, сложившейся в контексте академических традиций, а также более традиционные по своему характеру изделия владимирских иконописных сел. Особое место занимают иконы саратовских мастерских. Все эти разные по характеру памятники объединяет стремление использовать элементы действующих стилистических направлений. Причём, особой любовью и в XVIII, и в XIX веке пользовался стиль барокко, в котором иконописцы нашли формы и приемы, более отражающие тяготение церковного искусства к внешнему благолепию.
Не менее интересным явлением стала старообрядческая икона. На выставке можно познакомиться с образцами саратовского старообрядческого иконописания и других центров русского церковного раскола, таких как Ветка (Гомельская губерния, Беларусь), Стародубье (Черниговская губерния, Украина), Сызрань (Самарская губерния) и других.
Изобретением Нового времени стала сувенирная продукция религиозного характера, привозимая паломниками из святых мест. Коллекция музея обладает изделиями Киево-Печерской Лавры – деревянными резными иконками, изображающими почитаемых лаврских святых, перламутровыми раковинами с библейскими сюжетами, привезёнными из монастырей Святого Афона, миниатюрными эмалевыми изделиями из Ростова Великого.
Долгое время российское искусствознание оставляло на периферии своего внимания само существование религиозного искусства XVIII-XIX веков. Сейчас с особым интересом исследуется это направление русской культуры, более пристально рассматриваются питавшие его художественные процессы и особенности развития, исследуются забытые памятники. Радищевский музей выставляет впервые целый ряд произведений, долгое время находившихся в запасниках. Для проведения этого масштабного проекта многие экспонаты прошли длительную реставрацию.