Выставки: Первая в истории монографическая выставка работ русского художника Александра Клюндера представлена в Москве

4 сентября 2017

1 сентября в Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке в Москве открылась первая в истории монографическая выставка работ русского художника Александра Клюндера (1802-1874/75). В проекте участвуют все ведущие музеи России – Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, ГМИИ им.А. С. Пушкина и другие. Выставка «Александр Клюндер. Русский камерный портрет» открывает широкой публике имя «забытого» живописца, создавшего широкую портретную галерею столичного общества николаевской России, современников Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Межмузейный проект в Государственном музее А. С. Пушкина продолжает цикл монографических выставок (и изданных к ним альбомов-каталогов), посвящённых мастерам русского камерного акварельного портрета первой половины XIX века. Новая выставка представляет художника, чьё имя сегодня малоизвестно широкой аудитории.

Александр Иванович Клюндер (1802-1874/75) не относился к числу самых лучших портретистов XIX века, чей талант и авторитет обеспечили прижизненную славу и посмертную известность как им самим, так и запечатлённым на их портретах людям. И хотя был художник для своего времени вполне востребованным, удостоенным звания академика и чести писать портреты членов императорской фамилии, в истории русского искусства XIX века его имя сохранилось, возможно, благодаря тому факту, что ему дважды позировал поэт Михаил Лермонтов.

В проекте приняли участие 20 российских музеев и частные коллекционеры. Выставка представляет 158 оригинальных акварельных портретов кисти Клюндера. Большинство из них зритель увидит впервые.

Организаторы выставки поставили перед собой серьёзную и амбициозную задачу – впервые собрать воедино произведения Александра Клюндера, разрозненные по музейным и частным собраниям. В том числе, чтобы дать возможность по-новому оценить значимость творческого наследия художника, запечатлевшего лица николаевской эпохи, знакомых А. С. Пушкина, близкое окружение М. Ю. Лермонтова, представителей императорской фамилии, военную элиту русской армии.

При подготовке выставки впервые удалось свести разрозненные сведения о жизни Клюндера и достаточно полно проследить творческий путь художника – от ранних портретов 1820-х годов и вплоть до его фотографических опытов спустя сорок лет. Помимо этого, авторский коллектив проделал большую работу, впервые в истории объединив в монографическом альбоме-каталоге более 210 портретов (в том числе, знаменитую «хомутовскую коллекцию»), которые сегодня хранятся в разных, российских и зарубежных музеях и частных собраниях.