Родился первый русский царь Иван IV Васильевич
25 августа 1530 г. (по юлианскому календарю) у великого московского князя Василия III и великой княгини московской Елены Глинской родился долгожданный наследник Иоанн, вошедший в историю как первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный.
После смерти отца трёхлетний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 г., когда ему было неполных 8 лет. Великий князь московский и владимирский Иван рос в обстановке борьбы за власть враждующих между собой боярских родов. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, а также плохое обращение со стороны воспитателей способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости.
В 1545 г. Иван достиг совершеннолетия и стал полноправным правителем. 16 января 1547 г. (по юлианскому календарю) по инициативе митрополита Московского и всея Руси Макария Иван был венчан на царство, что создавало отношения преемственности между властью русского царя и властью византийских императоров. Таким образом, Иван IV (как царь иногда называется Иваном I) стал первым русским царём, а государство – Русским / Российским царством.
При Иване IV значительно расширилась территория российского государства: были присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, в подданство России вошла Большая Ногайская Орда (Большие Ногаи), покорено Сибирское ханство и началось освоение Западной Сибири. В то же время неудачная и затратная Ливонская война (1558–1583) не позволила добиться выхода к Балтийскому морю и оставила наследникам Ивана IV разорённую державу, что предопределило беды Смутного времени (1605–1613).
В области внутренней политики в годы правления Ивана IV был проведён ряд крупных реформ: военная (создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска, принятие в 1556 г. «Уложения о службе»), судебная (издание свода законов – «Судебника»), церковная (созыв в 1551 г. Стоглавого собора и издание сборника его решений – «Стоглав» – касающихся регулирования церковной жизни и религиозных обрядов), губная (реформа следствия и суда, которая ввела губные учреждения – выборные органы местного самоуправления). Для укрепления государственной власти была проведена реформа центрального управления, в ходе которой была создана система приказов – специализированных государственных органов отраслевого управления. Эти важнейшие реформы царь осуществил совместно с кругом приближённых, так называемой «Избранной радой», в которую входили А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, митрополит Макарий и др.
После разрыва отношений с ближним кругом и расхождения во взглядах с бывшими соратниками, а также борясь с влиянием бояр, Иван IV в 1565 г. ввёл в стране новую форму правления – опричнину – направленную на укрепление своей единоличной власти. Страна была поделена на «Государеву светлость Опричнину» и земщину, во главе которой стояли свои земские бояре. Центром опричнины стала Александровская слобода. Царь создал свой двор со слугами и войском. Роль личной гвардии царя выполняли опричники – конные войска, одетые в чёрное, с прикреплёнными к сёдлам мётлами (чтобы выметать измену) и собачьими головами (чтобы выгрызать измену).
Против боярства и политических противников развернулась система репрессивных мер: казни, ссылки, конфискация земли и имущества. В 1569 г. Малютой Скуратовым был задушен митрополит Московский Филипп, обличавший политику царя. В 1569–1570 гг. Иван IV возглавил поход опричного войска на Новгород, обвинённый в государственной измене. Количество жертв среди населения города насчитывало от 2–3 до 10–15 тыс. человек. В 1572 г. после разорительного похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея, вызванного ослаблением российского государства, Иван IV был вынужден упразднить опричнину и восстановить прежний порядок.
Царь Иван IV Васильевич был одним из самых образованных людей своего времени. В историю русской литературы он вошёл как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности, к А. М. Курбскому, В. Г. Грязному). Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно, он оказал большое влияние на составление ряда литературных памятников середины XVI в. (летописные своды; «Государев родословец» (1555); «Государев разряд» (1556) сыграл важную роль в организации книгопечатания. По его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве в честь взятия Казани, созданы росписи Грановитой палаты.
Иван IV не принимал европейский светский тип управления государством и считал, что царь является «помазанником Божиим на земле», ответственным за своих подданных, над которыми имеет неограниченную, самодержавную власть. Этой идеологии он придерживался в переговорах с иностранными послами, и в дальнейшем она стала основой мировоззрения всех русских царей.
Лит.: Веселовский С. Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Зимин А. А. Опричное наследие // В канун грозных потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Переписка Царя Ивана Грозного с Андреем Курбским и Василием Грязным. Л., 1979; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.sedmitza.ru/text/443514.html; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2001; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/index.html; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2009; То же [Электронный ресурс]. URL:http://www.sedmitza.ru/text/438908.html; Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973.
См. также в Президентской библиотеке:
Иван IV Грозный // Государственная власть: [цифровая коллекция];