Подписан первый законодательный акт в области воздушного права России

17 января 1921

17 января 1921 г. был подписан и 1 марта того же года вступил в силу декрет Совета народных комиссариатов РСФСР «О воздушных передвижениях». Это был первый законодательный акт, регулировавший организацию воздушных сообщений над территорией России и над её территориальными водами, поскольку до революции существовали лишь изданные в 1912–1914 г. распоряжения о запретных зонах и о запрещении перелёта границ.

Декрет устанавливал необходимость регистрации в Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота Республики всех взлётных площадок. Все пилоты и все воздушные суда также должны были быть зарегистрированы и приписаны к одному из аэродромов. Пилоты обязаны были иметь свидетельство о прохождении испытания на право вождения воздушного судна и выполнять все инструкции, связанные с запретными для полётов и посадки зонами, и требования руководивших полётами служб. В целях обеспечения безопасности государства налагались ограничения на право «иметь на воздушных судах фотографические, радиотелеграфные и радиотелефонные аппараты, почтовых голубей, взрывчатые вещества и оружие, без особого разрешения», которое выдавалось Главным управлением Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота Республики. Иностранные воздушные суда могли пересекать границу РСФСР и совершать полёты над её территорией только на основании разрешения, выданного Народным комиссариатом иностранных дел. Был предусмотрен порядок возмещения убытков, причинённых воздушным судном, в зависимости от его принадлежности.

Издание специального нормативного акта о регулировании полётов потребовалось в связи с планами развития в советской России гражданской авиации. Спустя несколько дней после выхода декрета «О воздушных передвижениях» по указанию В. И. Ленина была создана комиссия для разработки программы развития авиационного строительства, на осуществление которой правительство ассигновало 3 млн. рублей золотом. 19 октября 1923 г. Совет труда и обороны утвердил трёхлетний план развития воздушных линий, положивший начало плановому строительству и эксплуатации аэродромной сети, а 28 октября 1923 г. им было принято постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок». Всё это заложило основы для создания в стране полноценного воздушного флота.

Впоследствии положения декрета 1921 г. легли в основу первого Воздушного кодекса СССР, утверждённого 27 апреля 1932 г.

 

Лит.: Грабарь В. Э. История воздушного права // Вопросы воздушного права. Вып. 1. М., 1927; Нормативные документы, регулирующие деятельность гражданской авиации в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российская авиация. 2000–2013. URL: http://www.svavia.ru/info/docs/docp.html; О воздушных передвижениях (Декрет Совета Народных Комиссаров от 17.01.1921) // Сборник законов и распоряжений по гражданской авиации. М., 1926.