Состоялось открытие Нового Эрмитажа – первого в России публичного художественного музея

17 февраля 1852

5 (17) февраля 1852 г. состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа – первого в России публичного художественного музея, для хранения и показа экспонатов которого было построено специальное здание.

Коллекции императорского Эрмитажа начали складываться в середине 1760-х гг., когда Екатерина II приобрела 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Вплоть до середины XIX в. эти коллекции были доступны лишь небольшому кругу лиц.

Следуя примеру европейских государств, Николай I решил создать новый музей, открытый для публики. Его здание, возведённое в 1840–1851 гг. по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце, примыкало к зданиям Большого и Малого Эрмитажа и получило название Нового Эрмитажа.

Новый Эрмитаж стал первым в России профессионально спроектированным музеем со специальными выставочными помещениями для отдельных коллекций, систематизированных в соответствии с научными принципами. Для шедевров античного искусства и для каждой национальной художественной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской и русской отводились отдельные залы.

Кленце, мастер музейного ансамбля, учёный, археолог, живописец, разработал проект музея с учётом опыта европейского музейного строительства XIX в. Согласно проекту, первый этаж предназначался для размещения античных коллекций, древней и новой скульптуры, экспозиции рисунков и гравюр, а также библиотеки. В оформлении залов первого этажа Кленце были использованы приёмы античной архитектуры: гранитные и мраморные колоннады, орнаментальные росписи. Залы второго этажа отводились для экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства.

В 1851 г. была разработана «Инструкция по управлению музеем», которая касалась всех сторон деятельности Эрмитажа: определялось штатное расписание, приёмы экспонирования, порядок допуска посетителей. В 1863 г. были утверждены новые штаты, во главе музея был назначен директор. Первым директором Эрмитажа стал С. Л. Гедеонов; одним из его решений стала отмена в 1866 г. входных билетов. С этого момента популярность музея возросла и к 1880-м гг. посещаемость доходила до 50 тыс. человек в год.

 

Лит.: Гервиц М. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте современного музейного строительства. СПб, 2003; Жилль Ф. Музей Императорского Эрмитажа. Описание различных собраний, составляющих музей, с историческим введением об Эрмитаже императрицы Екатерины II и об образовании Музея Нового Эрмитажа. СПб., 1861; Коршунова М. Новый Эрмитаж и его первая экспозиция // Наше наследие. 2003. № 66; Люлина Р. Д. Новый Эрмитаж // Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1990.