Началось создание общегосударственной системы народного образования в России

27 февраля 1781

В 1802 г. Указом императора Александра I было создано Министерство народного просвещения. Это событие формально завершило организацию новой общегосударственной системы образования, начало которой было положено указом Екатерины II от 16 (27) февраля 1781 г., предполагавшим создание по одной городской школе в каждой части столицы. Первую такую школу императрица собиралась учредить на средства своего Кабинета, а остальные должны были содержаться за счёт обывателей.

В сентябре 1782 г. была создана особая «Комиссия об учреждении народных училищ», которую возглавил сенатор Пётр Васильевич Завадовский. Комиссия утвердила план учебных заведений для всей страны, разработанный педагогом Ф. И. Янкович де Мириево, создателем и директором первой  русской общеобразовательной школы.  В России было решено учредить три типа общеобразовательных школ: малые (двухклассные), средние (трёхклассные) и главные (четырёхклассные).

Реализация плана началась в декабре 1783 г., когда в Петербурге было основано Главное народное училище, а при нём Учительская семинария для подготовки преподавателей, впоследствии преобразованная в педагогический институт.

Согласно «Уставу народным училищам в Российской империи», изданному в 1786 г., предписывалось «в каждом губернском городе быть по одному главному народному училищу». В такое училище принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Во главе училища стоял директор или смотритель, подчинявшийся губернскому приказу общественного призрения, а губернатор или генерал-губернатор становился  главным попечителем училища. В уездных городах создавались малые народные училища с двухгодичным сроком обучения началам грамоты (в губернских городах они также могли существовать наряду с главным училищем).

В главном народном училище имелось четыре класса с пятилетним сроком обучения (последний класс был двухгодичным). Первые два класса составляли первую ступень обучения и соответствовали курсу малого народного училища. В старших классах преподавали арифметику, геометрию, физику и механику, естественную историю, архитектуру с черчением планов, географию, историю, а также, факультативно, латинский и действующие европейские языки. Также желающие могли готовиться к экзамену на должность учителя малых народных училищ, для чего в программу главных училищ был введён курс методики обучения («Способ учения»).

После школьной реформы 1804 г. главные народные училища были преобразованы в гимназии.

 

Лит.: Артамонова Л.М. Источники по истории школьной реформы конца XVIII века в российских архивах // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5/3; Новик В.К. Создание системы народных училищ // Педагогика. 2005. № 6; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193750434&archive=1194448667&start_from=&ucat=&#; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 гг. СПб., 1902; Толстой Д. А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1886.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Белецкий А. В. Русское народное училище по Уставу 5 августа 1786 г. Вильна, 1886;

Лебедев Н. А. Об учреждении первого народного училища в России. Новгород, 1856;

Полное собрание законов Российской империи. Т. 21. СПб., 1830. № 15121, п. 6.