Родился русский художник, историк искусства Александр Николаевич Бенуа

3 мая 1870

21 апреля (3 мая) 1870 г. в Петербурге родился русский художник, историк искусства, художественный критик Александр Николаевич Бенуа.

Александр Николаевич появился на свет в семье известной своими художественными талантами. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижёром, дед был архитектором и строителем нескольких театральных зданий в России, отец художника также был крупным архитектором, старший брат Альберт пользовался известностью как живописец-акварелист.

В 1885-1890 гг. Бенуа учился в гимназии К. И. Мая и посещал классы Академии художеств. В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: «Франция эпохи Людовика XIV» и «Петербург XVIII — начала XIX вв.». Эти же темы господствовали и в его театральных и книжных работах. Бенуа создал иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина, выпустил книгу «Азбука в картинах Александра Бенуа»; высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме Пушкина «Медный всадник» над которыми художник работал около двадцати лет.

В 1898 г. Бенуа организовал объединение единомышленников «Мир искусства» и одноимённый журнал. В кружок входили гимназические и университетские друзья Александра Николаевича — Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов, позже — Сергей Дягилев, Леон Бакст, Альфред Нурок. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и графикой, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством.

Бенуа был не только практиком, но и теоретиком искусства. В 1901-1903 гг. им было написано множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру, помещённых в художественно-историческом сборнике «Художественные сокровища России», в журналах «Мир искусства», «Московский еженедельник», «Старые годы», «Золотое руно». С 1904 г. он публиковался в газетах «Слово», «Русь» и «Речь». В 1911 г. увидел свет его «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа», с 1910 по 1917 гг. — серийное издание «История живописи всех времён и народов». Капитальными трудами Александра Бенуа являются «Русская школа живописи», «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» и «Всеобщая история живописи».

Театральная деятельность Александра Николаевича началась в 1902 г. с оформления оперы Р. Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Для балета «Павильон Армиды» художником были выполнены не только декорации, но и написано либретто. По его инициативе была организована частная балетная труппа «Русские сезоны», начавшая в 1909 г. свои выступления в Париже. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей. В 1911 г. к балету И. Стравинского «Петрушка» Александр Бенуа создал декорации, а также написал либретто. В 1913-1915 гг. он работал как художник и режиссер Московского художественного театра, в 1919-1925 гг. — Большого драматического театра и Театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1918 г. по 1926 г. Бенуа был старшим хранителем и заведующим Картинной галереей Эрмитажа. В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, где, главным образом, работал в театре — сначала в парижской «Гранд-опера», а после Второй мировой войны — в «Ла Скала» в Милане.

Скончался Александр Николаевич 9 февраля 1960 г. в Париже.

 

Лит.: Бенуа А. Азбука в картинах. СПб., 1904; То же [Электронный ресурс] URL:http://imwerden.de/pdf/benua_azbuka_1904.pdf; Бенуа А. Н. История живописи. Т. 1-4. СПБ., 1912-1917; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.benua-history.ru/; Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990; Эткинд М. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века. Л., 1989.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Князьков С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 42: А. Н. Бенуа. Вахтпарад при императоре Павле I. М, 1908;

Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 28: А. Н. Бенуа. В Немецкой слободе. М., 1912;

Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 32: А. Н. Бенуа. Петербург при Петре Великом. М., 1912;

Князьков С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 38: А. Н. Бенуа. Выход императрицы Екатерины II. М., 1912;

Князьков С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 39: А. Н. Бенуа. Лагерь екатерининских солдат. М., 1912;

Князьков С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 41: А. Н. Бенуа. Утро помещика. [Конец XVIII и начало XIX вв.]. М., 1912;

Князьков С. А. Картины по русской истории. Объяснительный текст к картине № 34: А. Н. Бенуа. В Летнем саду при Петре Великом. М., 1913;

Мутер Р., Бенуа А. Н. Русская живопись в XIX веке // История живописи XIX в. М., 1900.