В Петербурге учреждено «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт)

16 мая 1764

5 (16) мая 1764 г. в Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян — «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц).

Полное название указа — «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества». Документ состоял из вводной части и двух глав. Глава первая делилась на 6 разделов: О должностях господ попечителей и о принятии в общежитие благородных девиц; О разделении принимаемых девиц на четыре возраста, о штате их и учении; О госпоже начальнице; О госпоже правительнице; О госпожах надзирательницах; О госпожах учительницах и мастерах. Глава вторая — О воспитании вообще.

Инициатором создания общества и автором его устава был Иван Иванович Бецкой. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вёл речь о воспитании «новой породы» людей. Целью этого учебного заведения, как говорилось в указе, было «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Начальницей института была назначена княгиня Анна Сергеевна Долгорукова, а правительницей — француженка Софья де Лафон.

Смольный институт благородных девиц располагался при Воскресенском Смольном женском монастыре, а с 1809 г. — в новом здании, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги (Смольном институте).

Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц «благородного звания». Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 «возраста» по 3 года каждый. Первый приём девочек в возрасте от 4 до 6 лет состоялся в августе 1764 г.

Девочки каждой возрастной группы носили платья определённого цвета: первый возраст имел платья кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», второй — голубого или синего, третий — серого, старшие девочки ходили в белых платьях. Впоследствии, как непрактичные, маркие, их заменили на зелёные, но традиция называть класс «белым» осталась.

День воспитанниц начинался в 6 часов утра, после утренней молитвы и завтрака они шли на уроки, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Девочек учили чтению, правописанию, истории, географии, иностранным языкам, основам математики, физики, химии; а также рукоделию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Знания оценивались по 12-ти балльной системе: 1-2 — «худо», 3-4 — «слабо», 5-6 — «посредственно», 7-8 — «хорошо», 9-10 — «очень хорошо», 11-12 — «отлично».

Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.

В 1765 г. при Смольном институте открылось отделение «для мещанских девиц» (из семей недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). В 1848 г. мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище.

Летом 1917 г. воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения.

 

Лит.: Ахметшин Ш. К. Ум. Честь. Красота. Смольный институт благородных девиц. СПб., 2008; Быкова В. П. Записки старой смолянки. СПб., 1898; Водовозова Е. Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1964; Данилова А. М. Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института: биографические хроники. М., 2007; Иманов Г. М. Смольный институт: прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2009; Мордвинова З. Е. Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764-1796) // Исторический вестник. 1914. Кн. 6 (июнь). С. 987-1001; Черепнин Н. П. Императорское воспитательное общество благородных девиц: Ист. очерк, 1764-1914. Т. 1-3. СПб., 1914-1915.

 

См. также в Президентской библиотеке:

250 лет Смольному институту благородных девиц : [видеолекция] / Федорова Ольга Константиновна, заведующая научно-экспозиционным отделом Историко-мемориального музея "Смольный". СПб., 2014;

Лихачёва Е. О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1890;

Мельникова Н. П. Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII-I половины XIX века : автореф. дис. на соискание учён. степени канд. пед. наук. М., 2011;

Письма в бозе почивающей императрицы Александры Федоровны к начальницам Воспитательного общества благородных девиц / Александра Федоровна [сост. и авт. предисл. Н. Карцов]. СПб., 1898;

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 16. № 12154. С. 742;

Распопова Н. Н. Хроника Смольного монастыря в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1864;

Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденнаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, самодержицею Всероссийскою материю отечества, и протчая и протчая и протчая : [Конфирмован маия 5 дня 1764 года в Сарском селе]. СПб., 1764;

Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденнаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю самодержицею Всеросийскою материю отечества и протчая, и протчая, и протчая : [конфирмован маия 5 дня 1764 года в Сарском селе]. СПб., 1768.