Родился русский революционер Михаил Александрович Бакунин

30 мая 1814

18 (30) мая 1814 г. в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии в дворянской семье родился Михаил Александрович Бакунин, русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества.

С 1829 г. Бакунин обучался в Петербургском артиллерийском училище, служил в армии, но вскоре подал в отставку и переехал в Москву. В 1835 г. он вступил в кружок писателя Н. В. Станкевича, под влиянием которого заинтересовался трудами немецких философов И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. В 1836 г. Бакунин выступил в печати с переводом «Лекции о назначении учёных» Фихте. Его первая оригинальная статья — «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», появившаяся в «Московском наблюдателе» в 1838 г., выражала взгляды членов кружка Станкевича и явилась программой обновлённого журнала.

В 1840 г. Бакунин отправился в Германию для изучения философии. В Берлинском университете он слушал лекции немецких философов К. Вердера (логика) и Ф. Шеллинга («философия откровения»). В статье «Реакция в Германии», опубликованной в 1842 г. в журнале «Немецкие летописи науки и искусства» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства») под псевдонимом Жюль Элизар Бакунин предсказывал близкое крушение старых порядков и призывал к революции, утверждая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть».

В Швейцарии Бакунин познакомился с немецким философом В. Вейтлингом и заинтересовался утопическим социализмом и его теорией уравнительного коммунизма. За отказ вернуться в Россию по требованию правительства он был лишён дворянства, всех прав состояния и заочно приговорён в случае явки к каторжным работам в Сибири. Бакунин переехал в Париж, где познакомился с немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также с французским философом П. Ж. Прудоном.

С середины 1840-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов и участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В Париже на собрании поляков-эмигрантов, участников Польского восстания 1830-1831 гг., Бакунин выступил с речью, в которой оптимистически оценил перспективы революционного движения в России и от имени передовой России призвал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции.

В 1848 г. Бакунин составил манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призвал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Он принял участие в Славянском съезде и Пражском восстании 1848 г., являлся одним из руководителей Дрезденского восстания 1849 г. За революционную деятельность Бакунин дважды был приговорён к смертной казни (в Саксонии, а затем в Австрии), заменённой в обоих случаях пожизненным заключением.

В 1851 г. Бакунин был выдан правительству России и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По требованию императора Николая I Михаил Александрович написал «Исповедь», в которой рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Шесть лет революционер провёл в Шлиссельбургской крепости, а после воцарения императора Александра II был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь, где жил в Томске и Иркутске. В 1861 г. он получил разрешение на поездку по торговым делам вниз по Амуру и, воспользовавшись этим, совершил побег, добравшись через Японию и Америку до Великобритании. В Лондоне в 1862-1863 гг. Бакунин сотрудничал с Герценом и Огарёвым, был связан с революционной организацией «Земля и воля». В брошюре «Народное дело. Романов, Пугачёв или Пестель?» (Лондон, 1862 г.) он заявил, что главную роль в революционном движении будет играть народ, и выдвигал требования народного самоуправления. При содействии К. Маркса в 1864 г. он вступил в Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал); занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии».

В середине 60-х гг. XIX в. в Италии Бакунин основал анархистский союз «Братство», а затем в Швейцарии — «Международный альянс социалистической демократии». Добившись приёма «Альянса» в Интернационал на правах одной из женевских секций, он сохранил его как тайную международную организацию. В 1872 г. Гаагский конгресс исключил Бакунина и его сторонников из Интернационала. Однако вскоре русский революционер стал создавать сеть тайных революционных обществ по всей Европе.

В своих работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873) Бакунин отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая теорию Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, русский революционер противопоставил ей идею стихийного бунта.

Концепция Бакунина во многом соприкасалась с учением немецкого философа М. Штирнера об анархизме. Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, русский мыслитель высказался против всякой государственности. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов, и возлагали главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс.

Бакунин был убеждён, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не на разработку детальной концепции будущего общества. Идеи русского мыслителя оказали сильное влияние на широкие слои общества и распространились далеко за пределами России — в Италии, Испании, Латинской Америке. Взгляды Бакунина также оказали влияние на программу и тактику революционных народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля».

Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Бакунин в сентябре 1870 г. принял участие в Лионском восстании. В 1874 г. он возглавил выступление анархистов в Болонье на севере Италии.

19 июня (1 июля) 1876 г. Михаил Александрович Бакунин скончался в Берне (Швейцария), где и был похоронен.

 

Лит.: Амфитеатров А. В. Святые отцы революции: М. А. Бакунин. Вып. 1. СПб., 1906; Бакунин М. А. Избранные сочинения. Т. 1—5. Пг. ; М., 1919-1921; Он же. Собрание сочинений и писем. Т. 1—4. М., 1934-1935; Графский В. Г. Бакунин. М., 1985; Должиков В. А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993; Зильберман И. Б. Политическая теория анархизма М. А. Бакунина. Критический очерк. Л., 1969; Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915; Он же. Годы странствий. М. Бакунина. М. ; Л., 1925; Материалы для биографии М. А. Бакунина. Т. 1—3. М. ; Л., 1923-1933.; Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970; Она же. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990; Полонский В. П. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. Т. 1, 2. М. ; Л., 1925.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Русские революционеры: книга для юных читателей. Ч. 1: Рылеев. Пестель. Муравьев-Апостол. Каховский. Петрашевский. Бакунин. Герцен. Чернышевский. Л.; М., 1927;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 1: 1814-1861. М., 1926;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 2: Переходный период: 1861-1868. М., 1927;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 3: Бакунин в Интернационале. М., 1927;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 4: Раскол в Интернационале: [1870 -1876]. М., 1927.